В апреле в сети появилось видео, на котором самарские кайтеры, наплевав на затянувшийся ледоход и весенние морозы, вышли тренироваться прямо на набережную. Перед началом очередного сезона мы поговорили с местными новичками и старожилами о том, реально ли дождаться хорошего ветра в Самаре и куда ехать за идеальными волнами, сколько стоит снаряжение и как связаны эмоции от кайтинга и смс-ки от МЧС.

Роман Ермолаев

Стаж катания 8 лет

Зимой 2009-2010 годов я встал на сноуборд. Потом пришло лето: просто лежать на пляже мне показалось скучным, я стал искать действительно активный отдых. И тогда — уже не помню, от друзей или из интернета, — я узнал про кайтинг.

Читая кайтовые группы, я осознал, как дорого и опасно самообучение. В Самаре есть продавцы снаряжения, но нет нормальных условий для обучения, а одно без другого — потеря денег. В поисках инструктора я добрался до Тольятти, где развиты кайтшколы. Сенсей «Силы Ветра» Алексей Ражев тогда оказался занят, но я смог попасть на обучение к Андрею Ряхину в Хрящевке. Ветер пришел только осенью, было холодно, но у меня остались теплые воспоминания о тех днях и об учителе.

Помимо ветра и инструктора, в кайтинге нужно много терпения. Это как научиться кататься на велосипеде — сразу не получится, но когда сможешь, удовольствие не сравнить ни с чем. После курса, когда я смог вставать на доску — но, правда, еще не мог вернуться по воде к месту старта, — Андрей предложил мне купить б/у-снаряжение: кайт «Немезис», доску, которую я уже продал, и трапецию, которая служит мне до сих пор.

Мой водный сезон обычно начинается в майские праздники на казахстанском озере Шалкар в трехстах километрах от Самары. Еще я катался за границей, в Египте. У нас комфортные условия можно найти на Кутулуке. Самарский пляж при юго-западных направлениях ветра пригоден для катания, но не для обучения. Течение и водный транспорт, рваный ветер и холодная вода — все это о самарской Волге. При северном направлении кататься возможно с Новокуйбышевского пляжа, но там короткая полоса песка — «сливаться» (двигаться вниз по ветру — прим. ред.) некуда.

Самарский ветер капризный, нестабильный, но, несмотря на это, как мне известно от старожилов, на самарской набережной катались задолго до меня. Кроме того, я ежегодно вижу множество людей, приходящих в этот спорт. Виндсерфинг в Самаре развит меньше: это спорт для фанатов. Серфы, в отличие от кайтов, возить с собой сложно, а хранить их на набережной — просто негде.

В соревнованиях на воде я не участвовал. Я кайтер выходного дня: люблю прыгать, а не гонять на скорость.

Источник фото

Один раз меня чуть ли не силой вытащили из воды. Мы с друзьями решили обкатать пляж напротив Некрасовского спуска. Ветра не хватало: он то дул с достаточной силой, то снова стихал. В ожидании мы разглядывали волны и пришли к выводу, что ветер сменил направление с юго-западного на южное и у берега есть полоса ветровой тени. Я поднял кайт, чтобы это проверить, и отошел от берега метров на тридцать. Мне действительно удалось разогнаться и доехать почти до левого берега, но на обратный путь ветра было мало — тогда я слез с доски и продолжил путь бодидрагом (катание за кайтом — прим. ред.).

Внезапно звуки ветра прервал голос позади: «Вас спасать?». Это было так неожиданно, что змей на несколько секунд ушел из моего поля зрения и упал в воду. У меня уже был опыт, когда мои стропы были перерезаны винтом маломерного судна, на котором меня хотели «спасать», и я как опытный кайтер хорошо знал, что лучший спасатель — это я сам, в крайнем случае — другие кайтеры, а принимать помощь от посторонних людей выйдет себе дороже. Я попросил не подходить близко ко мне на лодке, начал пытаться поднять кайт и не заметил, как к первой лодке подошла вторая, и какой-то человек в мегафон начал меня просвещать о том, что я не должен находится в этом месте, и в случае неповиновения могу получить 15 суток и, конечно, штраф. Катер доставил меня прямо к месту, откуда я стартовал, там мы и познакомились: эти ребята относились к группе ДНД.

Также у меня был опыт катания под тучей: ветер тогда очень быстро стих, и мы с другом оказались со снаряжением на той стороне Волги. У меня с собой был сотовый телефон, но спасатели к нам не поехали. Пришлось переплыть Волгу. В гидрокостюме это было не так уж тяжело, сложности доставляют только теплоходы, но они видят наше снаряжение на воде и сбрасывают скорость — и, предполагаю, ругаются на нас из-за задержки. При появлении большого судна желательно убраться от него на максимальное расстояние. Это не только вопрос личной безопасности: дразня капитанов этих судов, люди привлекают негативное внимание к кайт-споту, так что рано или поздно на него может приехать катер ГИМСа МЧС и попытаться прекратить катание.

Федор Матвеев

Стаж катания 5 лет

Со спортом я связан прочно: до 22 лет, к примеру, занимался, боксом, выполнил КМС. К 50-летию сделал себе подарок: бросил курить, стал бегать по утрам и не бросаю это дело уже 10 лет. Свой первый галс я сделал в 55. Летом 2013 года после традиционный четверговой бани загорал на Некрасовском спуске — как положено, с пивком — и радовался жизни, вдруг появились они (!) — самарские кайтеры. Я узнал у них стоимость снаряжения, задумался, а через пару дней взял кредит на 50 тысяч рублей.

Дальше последовали занятия с инструктором, пилотаж, но до самого старта дошло не сразу. Сказывались отсутствие ветра и возраст: молодые или хотя бы уже катающие на других досках сразу встают и катают на кайте, а я даже не знал, что такое сноуборд или горные лыжи. В общем, долго вставал на доску и поехал только к концу года занятий. Дальше было много «забавных» случаев: к примеру, один раз я «повесил» себя на провода под напряжением, а при первом запуске нового кайта чуть не сбил на набе бабушку, а сам кайт в итоге порвал. Я пробовал катать в ураган и в грозу: сначала страшно, зато потом, конечно, начинаешь себя уважать.

Фото: Яна Каллас

В прошлом году наши великие спортсмены из Тольятти — пятикратная чемпионка мира по сноукайтингу Евгения Котлярова и такой же многократный чемпион Алексей Ражев — организовали Чемпионат Мира по зимним парусным видам спорта, и я участвовал в фангонках — старте для всех желающих, начиная от самых новичков.

Все необходимое для занятий в Самаре есть: инструкторы, продажа снаряги и великая наба с огромнымси пляжами, но с ветром тут очень сложно. В Самаре он редко дует ровно, типичный самарский ветер — рваный. То есть ты вольготно катаешь на выбранном размере кайта, и вдруг приходит порыв в два, а то и в три раза больше, чем ты ожидаешь. В этом году на Волге долго не было ветра нужного направления, к тому же, поздно сошел лед, но — по секрету — я первым вышел на воду в этом сезоне, а следом за мной — один из самых опытных местных гонщиков Андрей Куварзин.

Многие самарские ребята катают на мировых и российских спотах. Ближайший — шикарное озеро Шалкар в Казахстане. Я был там один раз, поехал под прогноз, а ветер так и не пришёл — бывает и такое. Искать ровный ветер лучше на море — в Анапе или Крыму. Я же пока по крохам набираюсь опыта на местном ветре. Летом обычно катаю на набе, на Красной Глинке, Жигморе, на косе Поджабного острова — в принципе, везде, где дует ветер и где можно накачать и запустить кайт. Зимой веселее: мы просто ждем снег и чистое поле или занесенный водоем — Волга тоже подходит.

В плане снаряжения нам гадит доллар: цены выросли. Но если брать б/у-снарягу, то все можно приобрести очень дешево: доска, трапеция, планка, кайт легко уложатся в 100 тысяч рублей. Все снаряжение при этом лучше брать у своих в Самаре иль Тольятти — интернету я не верю.

В прошлом году я поднимал вопрос о выделении нам хотя бы пятидесяти метров для запуска кайтов на набережной в ветреные дни на набе — чтобы не травмировать загорающих. Мы, как правило, катаем в жару, но, бывает, что и в жару, и тогда — беда, скандалы и прочее. А вообще, если нам не запретят катать во время Мундиаля, это было бы только на славу Самаре — чем не визитная карточка?

Евгений Чугуров

Стаж катания 6 лет

Я начал заниматься кайтингом в 2012 году в селе Воздвиженка Красноармейского района. Купил бэушный кайт и начал самообучение. Отвага и безрассудство, ютуб и смекалка помогли освоить пилотирование в поле. К концу лета прикупил кайтборд. Бодидраг осваивал в Волге в районе села Кануевка — мой первый пятичасовой заплыв тогда закончился общением с МЧС. Реально встал и поехал я только на Азовском море, в районе Павлоочаковской косы, под присмотром инструктора. Тогда я понял, что с занятий с профессионалом надо начинать обучение, а не заканчивать, как я.

При этом познакомился с кайтсерфингом я еще в 1999 в Крыму — увидел это чудо и понял: оно мне надо, и очень сильно. Дальше пришлось ждать, когда снаряжение станет доступнее, а доход позволит войти в этот спорт не только глазами. Сейчас ситуация со снаряжением и инструкторами заметно упростилась: все необходимое можно довольно быстро найти в Самаре. Я уже не вспомню, сколько потратил в самом начале, но сегодня порядок для новичков такой: подержанный кайт стоит около 30 тысяч, трапеция и кайтборд — еще по 5.

Сложнее в Самаре найти необходимый для кайтсерфинга ветер. Да, этот спорт родился на воде и в тепле, но так складывается, что зимние условия в Самаре лучше, чем летние — и тем ценнее катание по воде. Именно летний кайтсерфинг позволяет в полной мере прочувствовать всю красоту этого спорта. И если говорить о затратности, то главное здесь — не деньги: нужно быть готовым тратить на кайт время — ветер крайне редко дует в выходные. Но все же на Волге в хороший ветер можно «поймать» правильные волны и прыгать достаточно высоко. Тренировки, когда получается прыгать что-то новое, для меня — самые запоминающемся.

Фото: Яна Каллас

Ощущение дружбы со стихиями — то, ради чего я занимаюсь кайтсерфингом. Плюс, конечно, люди: кайт привлекает искренних романтиков — открытых и позитивных. Как правило, мы все катаемся вместе, общаемся, дружим — и это круто.

Еще кайтинг — это свежий воздух, адреналин, поездки по интересным местам. По воде, к примеру, мы едем в Хрящевку, на остров Поджабный, пляжи на Полевом и Некрасовском спуске, на Красноглинский пляж. Зимой катаем по заснеженным продуваемым полям вокруг Самары, а когда замерзает Волга — по волжскому льду. Конечно, куда лучше выезжать за пределы области. Например, на соленое озеро Шалкар, на Должанскую косу, Станицу Благовещенская, что недалеко от Анапы, или в дальнее зарубежье. Я, например, планирую место для отпуска из расчета на то, есть ли там где кататься. Из последних мест, где я был, — Родос и Крит.

Яркость впечатлений от катания напрямую можно связать с количеством страха в сообщениях от МЧС: чем больше — тем ярче.

Николай Басков

Стаж катания 3 месяца

Кайтинг, как я считаю, — это состояние души, а не просто спорт. Я начал заниматься в феврале этого года: мой первый галс (движение по ветру — прим. ред.) случился в полях недалеко от поселка Чубовка. После того, как я впервые поехал нормально, я ощутил радость и, главное, — состояние победы над собой. Это невозможно понять — проще почувствовать самому.

Меня учил отличный инструктор Аркадий Ковригин, и в принципе у самарцев есть все, чтобы освоить этот спорт, но раскошелиться на снаряжение все равно придется. Траты зависят от многих факторов, но если брать б/у снаряжение и хорошо поискать, можно вполне демократично приобрести себе мечту — минимальный комплект обойдется тысяч в пятнадцать.

Я успел обкатать поля возле Чубовки, Хрящевки, Рощинского, площадку рядом с аэропортом и Полевой спуск набережной. Сегодня товарищи по кайтингу уже приглашают и на набережную Самары, в Волжский и на Кутулукское водохранилище. У нас в городе много кайтеров с большим стажем, которые помогут советом: здесь все относятся друг к другу как друзья — даже если раньше не виделись и не общались.

Прошедшей зимой не хватало ветра, но накататься я все-таки успел. Да, на Волге я тренировался только по льду, но когда над тобой кайт, с одной стороны город, а с другой лес — это же здорово! От первого летнего сезона я жду такие же эмоции, адреналин и, конечно же, опыт — остается только надеяться на хороший прогноз погоды.