Речная навигация закончилась, а учеба в Самарском филиале ВГУВТ в самом разгаре: юные умы осваивают профессии судоводителей, механиков и логистов, а капитаны в прошлом становятся преподавателями в настоящем.

Третьекурсник речного техникума Максим Синицын рассказал, с чего начинается путь морского волка, зачем идти в матросы и почему большинство студентов — из династий речников.

О зарождении любви

Я из династии речников и с детства знал, что буду поступать во ВГУВТ (Волжский государственный университет водного транспорта — прим. ред.). Мой дедушка работал на судоремонтном заводе, а папа был механиком речного флота, затем старшим механиком, а потом перешел в офис — сейчас он начальник управления судоходства ОАО «Волготанкер». В детстве папа брал меня на сухогрузные и нефтеналивные суда. Мы общались с капитаном и экипажем, они рассказывали веселые истории — мне очень нравилось.


Корпус самарского филиала ВГУВТ

Окончив 9 класс, я поступил в речной техникум — Самарский филиал ВГУВТ — на специальность логиста, чтобы после выпуска уехать в Нижний Новгород (в головной офис вуза — прим. ред.) и попасть на второй курс университета. Там мне нравится специальность судоводителя. Можно было после 11 класса сразу поступать в Нижний, но в этом случае я бы остался только с одной специальностью, а с техникумом я расширил свои возможности: с логистическим образованием я смогу попасть в офис после того, как перестану работать на судне.

О вузе

Самарский ВГУВТ хоть и называется университетом, но как был техникумом, так им и остался — в него поступают после 9 класса. Тут учатся 4 года: на первом курсе изучают школьную программу, а специальные предметы вроде внутренних водных путей России или транспортной экспедиционной деятельности начинаются на втором.

На потоке 5 групп: две — судоводителей, а еще механики, электрики и логисты. Платники отдают за учебу около 25 тысяч в семестр, но мне повезло — я учусь на бюджете. При этом я был далеко не первым по проходному баллу — просто вступительные экзамены тут не проводят, а бюджетных мест больше, чем платных.

Во ВГУВТ я советую поступать ребятам, чьи родственники так или иначе связаны с флотом

В моей группе 7 мальчиков и 12 девочек. В самом начале было около 25 человек, но потом некоторых отчислили — тут к успеваемости учащихся относятся действительно серьезно. На четвертом курсе, правда, есть одна группа, где до диплома доучились все 30 человек. Но и в самом конце кто-то может слететь, поэтому все очень стараются и на этапе дипломной работы.

Во ВГУВТ я советую поступать ребятам, чьи родственники так или иначе связаны с флотом. Тем, кто о судоходстве ничего не знает, будет сложно войти в эту колею. В техникуме не учат судовому жаргону, и потом новички-практиканты на судне, например, долго не могут найти линь — а это просто трос. А если ты не понимаешь, что от тебя требуется, как ты можешь получить высокую оценку за практику?

Когда я поступал, думал, мы будем сидеть в огромных аудиториях. А по факту у нас классы, как в школе, только вместо таблицы Менделеева таблица назначения маяков. Логисты изучают то же, что механики и судоводители, но не углубляясь. На флоте они подбирают более короткие маршруты, распределяют груз по трюмам, подготавливают документы.

Все преподы, которые ведут профессиональные предметы, в прошлом связаны с флотом

У меня есть тройки — например, по астрономии. Просто я делаю упор именно на те предметы, которые мне нужны — коммерческую работу на судне, теорию его устройства.

У техникума есть водно-спортивная лаборатория, которая находится в Волгаре. Там мы занимаемся физкультурой — катаемся на ялах, а еще надеваем спасательные жилеты на время и тренируемся правильно кидать спасательный круг тонущему манекену.

Все преподы, которые ведут профессиональные предметы, в прошлом связаны с флотом. Например, дама, которая рассказывает о коммерческой работе на судне и технологиях перевозочного процесса, больше 10 лет работала вторым штурманом, а преподаватель, который читает лекции о технике безопасности, был капитаном. Многие из них вспоминают истории из своей практики и советуют, какой предмет подтянуть для выбранной профессии.

Перспективы

Уже сейчас я хочу работать на судне, поэтому параллельно с учебой прохожу курсы матроса. До Нового года я их закончу, сдам главный экзамен в Астрахани и получу корочку. С этим удостоверением я смогу пойти в любую судоходную компанию и начать работать — например, во время практики, с апреля по декабрь.

Минимальная зарплата речного матроса — около 50 тысяч рублей

Курсы платные и проходят на базе моего техникума. Когда я на них пришел, то увидел за партами взрослых мужичков, которые до этого не были связаны ни с морем, ни с рекой: у кого-то из них просто закрылись прежние места работы, и они решили сменить профиль. Минимальная зарплата речного матроса — около 50 тысяч рублей, у морского еще больше. Я планирую работать именно в море, в том числе и за границей.

До этого мне доводилось работать только на стоящем в заторе судне. Это было прошлой зимой. Найти подработку помог преподаватель, он же сообщал, когда нужно появиться в порту и выполнить задания — что-то подкрасить или убрать снег с палубы, потому что завтра ее будут ремонтировать. За выполненную работу я получал около 2000-3000 рублей за раз.

Первый месяц после работы все отсыпаются, второй — бухают

После окончания техникума я поступлю в Нижний Новгород на заочку и параллельно буду работать. Если повезет, начну с должности третьего штурмана — он занимается картами, прокладывает маршруты, проводит тренировки для палубной команды, а еще начисляет зарплаты. Можно дослужиться до второго штурмана, старшего помощника капитана и затем до самого капитана. Повышать человека или нет, решает судоходная компания: там смотрят на характеристики, которые пишут капитаны на свой экипаж после каждой навигации.

Достаточно часто люди получают среднее специальное образование и не идут потом в универ. В таком случае, если ты, например, логист, выше начальника погрузочного отдела порта не станешь, а если судоводитель — будешь выходить в море, но едва ли сможешь дорасти до капитана.

Минусы и плюсы будущей профессии

Единственный минус профессии моряка в том, что зарплату ты получаешь сразу после навигации и с этими деньгами тебе нужно дотянуть до следующей. Первый месяц после работы все отсыпаются, второй — бухают, потому что на судне с этим очень строго, а на третьем месяце деньги могут закончится, и нужно искать подработку. Что-то высокооплачиваемое найти сложно, но можно, например, начать таксовать или следить за ремонтом судов в порту.

Из плюсов — сама зарплата. Она стартует от 40 тысяч рублей в месяц, и я даже не знаю, на каких цифрах заканчивается. Но, если вникнуть, меня больше привлекает романтика. Меня вдохновляет судовая обстановка, и даже решение проблем, которые могут возникнуть в ходе работы — это интересно. Еще можно гулять в городах, у которых ты останавливаешься.

Как правило, все члены экипажа привязаны к определенным судоходным компаниям. Кроме капитанов — их выискивают в базах и зовут в навигацию. Как только капитан получает судно, он может обзвонить всех членов команды, и если те еще не нашли работу, пригласить к себе. На судне всегда дружные коллективы. Если главнокомандующему понравился его экипаж, он сделает все, чтобы выйти в следующую навигацию с этими же людьми.

Комментарии:

912   8
Герои
1641   0
Герои