Волга — культурный центр Самары не только на словах, но и на деле. Современное искусство давно забронировало нашу набережную, а мы — рассказываем о шести самых интересных культурных событиях, произошедших на волжском берегу. Среди них — фейерверк из семейных трусов, экспресс-создание скульптур на глазах у горожан и акция последних дураков Самары.

Шествие с танком


Фото: Андрей Чичков

В 1991 году произошли августовский путч ГКЧП и знаменитое «Обращение к гражданам России» Ельцина, которое он зачитал с одного из танков, введенных в Москву путчистами. А сразу после, 7 ноября, группа единомышленников под названием «Самарское общество дураков» представила аллюзию на эти события, приурочив свою акцию к годовщине революции. Они сделали танк из картона, украсили его лозунгами вроде «Партия, дай порулить!» и провели с Комсомольской площади через площадь Куйбышева и Струковский сад к Красноармейскому спуску, а там — отправили танк в свободное плавание по Волге. В акции приняли участие около пятидесяти человек. Прощание с советским прошлым стало последней громкой акцией «Общества»: 1 апреля 1992 года оно официально прекратило свое существование. Больше дураков в Самаре не осталось.

Экспресс-скульптуры

Как известно, скульптуры «Строительница», «Купальщица» и «Водная лыжница», установленные на второй очереди набережной, были закуплены в 1962 году почти случайно: самарская делегация ехала за одним, но зашла по дороге в Манеж на выставку украинского искусства — там все и взяли. Гораздо интереснее кипела работа в 1996 году на четвертой очереди: там проходил первый симпозиум пленэрной скульптуры при поддержке ныне почившего Инкомбанка. Участие в нем принимали Виктор Королёв и Борис Чёрствый из Москвы, Михаил Ершов из Санкт-Петербурга, рижанин Янис Карловс и Иван Мельников, ныне возглавляющий Самарское отделение Союза художников России. В течение полутора месяцев художники на глазах у гуляющих ваяли свои работы из мрамора, в результате чего и появились загадочные «Идущая Клио», «Ра», «Приют ветров и духов», «Волна» и их более фигуративный товарищ «Белый танец».

Фура с бронзой


ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ГАЛЕРЕЕЙ «ВИКТОРИЯ»

Другую скульптурную интервенцию организовала в 2012 году галерея «Виктория». В сентябре она открыла выставку итальянского мастера Джанмария Потенца «Венецианские ритмы», чьи работы тогда гастролировали по России и приехали прямиком из Великого Новгорода. Скульптуры были такими тяжелыми, что фуры с ними разгружали краном. Шесть скульптур не уместились в экспозиции, и их выставили прямо на набережной, напротив гостиницы «Волга». Внушительные бронзовые изваяния, многие из которых можно было вращать, радовали своими блестящими гранями детей и взрослых до первых холодов.

Фейерверк из семейных трусов


Фото: Алексей Зайцев

25 мая 2002 года кураторы Наталья Фомичёва, Наталья Гончарова и Татьяна Волкова организовали художественно-исследовательскую экспедицию «Прогулка по пересечённой местности». С 18-30 и до позднего вечера приглашенные зрители и случайные зеваки шли по маршруту вместе с художниками, проходя череду презентаций. Вышло что-то наподобие Ширяевской биеннале. Список художников был солидным: от звезд российского искусства Валерия Кошлякова, Александра Шабурова и Германа Виноградова до будущих самарских классиков Оксаны Стоговой и Владимира Логутова. Начиналась прогулка на Хлебной площади, а заканчивалась на Дне у самой воды. Там Александр Шабуров, участник арт-группы «Синие носы», показал их фирменный номер «Салют» — фейерверк из семейных трусов прямо на художнике. Владимир Логутов и Александр Жилин представили свою инсталляцию «Волга в разливе»: трехлитровые банки с волжской водой. А Герман Виноградов искупался напоследок голышом, подведя под творческим вечером жирную черту.

Фотовыставка с миллионом зрителей


Источник фото

Чуть позже, в июле-августе 2002 года, прошла выставка фотографий «Земля: вид с небес» — и, наверное, никакое другое культурное событие не привлекало на набережную столько зрителей. Фотограф Ян-Артюс Бертран при поддержке Альянс Франсез, лично приехал в Самару и представил свой умопомрачительный проект — серию фотографий из разных уголков планеты, сделанных с высоты птичьего полета. На террасах у Ладьи было выставлено 120 снимков размером 120 на 180 сантиметров. Ночью выставка подсвечивалась, и поток зрителей никогда не иссякал. На нижней площадке набережной была размещена огромная карта мира, по которой гуляли мамы с колясками. По подсчетам организаторов, за два с половиной месяца, выставку посетили миллион человек, что на тот момент фактически равнялось населению Самары.

Вообще в России Бертрана больше интересовала природа Сибири, но одну фотографию он сделал в Самаре. Правда, Волги на ней нет. Гораздо больше его заинтересовало соседство православных церквей с коробками спальных районов, которые стали для него символами возвращения России к религиозным корням.

Безбашенное искусство

Новая порция искусства на Волге ожидает нас в июне. На «ВолгаФесте» свою акцию представят безбашенные художники из арт-группы «Ели Кука», которых уже показывали в Музее модерна и галерее «Виктория». Они создают цветные аттракционы для селфи, снабжают их рычагами и шнурами, все их можно трогать, обниматься и даже заворачиваться. Самарский пляж они обещают превратить в раскопки. Что удастся раскопать гостям фестиваля — узнаем уже совсем скоро.

Комментарии:

333   0
Места
618   4
Места
321   0
Новости