На более чем четырех километрах самарской набережной нашлось место самым разным скульптурам — от основателя Самары и начитанной совы до тех, чей смысл вообще не угадать. Разбираемся, какие памятники можно увидеть на волжском берегу: откуда здесь взялся парень со спутником в руках, что означают обтекаемые фигуры на «Кинапе» и кто говорит о популярности парусного спорта.

«Колыбель человечества»

Туристический маршрут, посвященный памятником стартует от здания «Роснефти»: именно здесь расположена композиция «Колыбель человечества» — две спаянных силуэта, прикрывающие руками земной шар и образуют собой знак бесконечности. В общем, так художник и скульптор Владимир Смирнов обыграл аллегорию, символизирующую взаимосвязь нашей планеты и ее жителей. Арт-объект установили в октябре 2014 года: он стал пятой скульптурой, появившейся в Самаре той осенью. Кстати, изначально «Колыбель» должна была появиться на Чапаевской, около корпуса СамГМУ, но вариант набережной показался оргкомитету «Культурная Самара» более преемлемым: потому что местная колыбель — это Волга. Объект весит тонну и выполнен из стеклопластика — современного износостойкого материала. Правда, автор все же попросил горожан не быть вандалами, а еще — заявил, что хотел бы установить на набе 17-тиметровую (!) скульптуру «Самара».


Источник фото

Памятник Григорию Засекину

В том же году, на День города, у подножья Полевой установили памятник основателю Самары. Автором восьмиметровой статуи Засекина верхом на коне с хоругвью в правой руке стал Карен Саркисов, изготовивший половину мемориальных досок Самары. Он поместил воеводу на постамент с барельефами, один из которых изображает строительство местной крпеости, а другой — благословение князя на великие свершения. В Самару памятник ехал из-под Смоленска и задерживался из-за народных обсуждений: в Самаре никак не могли решить, где должен стоять и куда должен смотреть князь — стоять задом к городу или Волге. По итогу великий князь гарцует вдоль реки.


источник фото

«Купальщица» и «Воднолыжница»

Какая река без купальщицы: вполне логично на второй очереди набы можно встретить бронзовую скульптуру грациозной девушки с ластами в руке и маской для ныряния на макушке. До реконструкции набережной героиня впивалась глазами в Волгу, но теперь скульптуру развернули, и она смотрит вдоль Волги. При этом пластичную самарскую пловчиху часто сравнивают с «Русалочкой» Эдварда Эриксена, установленной в Копенгагене в 1913 году. «Купальщица» — работа советского скульптора Валентина Знобы. Объект приобрели для города на выставке украинского искусства в Москве в 1962 году. На той же выставке купили и «Водная лыжница» — девушка с раскинутыми руками, скользящая в стиле Мэтью Макконахи: это еще одна бронзовая работа Знобы, и она также расположена на второй очереди. Она отражает интерес советской молодежи к водным видам спорта, в частности — к парусному спорту, популярность которого в Самаре взлетела еще в сороковых.


источник фото

«Работник с искусственным спутником Земли»

Два женских образа на второй очереди набережной разбавляет мужская скульптура. Все просто: парень из черного металла, амбициозно занесший над головой искусственный спутник нашей планеты, пестует заслуги предприятий Самары в освоении космоса в ракетостроении. Найти его можно между Чкаловским и Маяковским спусками. Горделивого юношу изобразил — кто бы вы думали? — Валентин Зноба.


источник фото

«Сова»

В противовес гигантским многотонным скульптурам и историям о человеке, который обуздал природу, в районе Маяковсого спуска притаилась небольшая скульптура совы, сидящей на книге —как олицетворение всего мудрого и юридического. Объект установили 25 апреля 2013 года в честь 20-тилетия образования Нотариальной Палаты Самарской. Птицу изготовили из композитного бетона и покрыли под бронзу — и это повлекло последствия. Ее автор — ульяновский скульптор Мохамед Сахаутдинов заверял, что такое решение окажется долговечным, но вскоре сова покрылась трещинами и начала разваливаться. По итогу сову сначала подрихтовали, а затем и вовсе сваяли заново из сплава алюминия. Впрочем, прохожим, похоже, все равно: главное — потереть клюв или перья птицы.


источник фото

«Строительница»

И еще один женский привет с той самой украинской выставки 1962 года: оттуда же в Самару увезли «Строительницу» скульптора Людмилы Кремневой. Это одна из первых ее работ, выполненная в 1958 году: тогда автор изобразила девушку в рабочем фартуке, рукавицах и платке. В статье о самой Кремневой ее работу описывают так: «Впечатляющее воздействие работы определило продуманное соотношение целого и деталей. Активный ритм движения фигуры, декоративная выразительность рабочего костюма, контрастное сочетание острого энергичного силуэта с мягкой обработкой крупнозернистой фактуры гранита обогатило восприятие скульптуры, сделало его динамичным и многоплановым».

К слову, на ту самую выставку начала шестидесятых отправился самарский квартет делегатов, в том числе знаменитый местный архитектор Ваган Каркарьян. Изначально в Самару они должны были доставить скульптуру Степана Разина от автора исполина «Родина —мать зовет» Евгения Вучетича, затем выбор пал на его же композицию «Перекуем мечи на орала», а по итогу в город приехали три женских монумента с показа украинского искусства.

Подробнее о знаковой для Самарской набы выставке можно прочитать в блоге самарского журналиста и исследователя архитектуры Армена Арутюнова.


источник фото

«Корабельная рында теплохода „Кашгар“»

Прямо у бассейна ЦСК ВВС расположена памятник в виде книги, на котором написала краткая история второй очереди набережной. Далее, уже на старой части набережной, можно наткнуться на монумент с корабельной рындой, посвященный теплоходу Кашгар: его установили на некрасовском спуске к столетию Первой мировой войны по инициативе местного бизнесмена Дмитрия Хмелева. Он же предоставил колокол с «Кашгара», который в 1916 году был переоборудован под плавучий госпиталь, где проходили реабилитацию раненые солдаты. Именно об этом и написано на стеле.


источник фото

«Товарищ Сухов»

Самый затертый памятник самарский набережной стоит на Ленинградском спуске: здесь установили памятник товарищу Сухову, а горожане, ранее отполировавшие до блеска кошку на батарее СГРЭС, вскоре начистили его часы, нож и нос. Работу выполнил скульптор Константин Чернявского: его Сухов, что логично, имеет портретное сходство с Анатолием Кузнецовым, сыгравшим главного героя в «Белом солнце пустыни». Бронзовый Сухов весит 315 килограмм и достался Самаре даром — для повышения туристической привлекательности. Место для скульптуры тоже выбрано логичное: на ближайшем Некрасовском спуске жил сценарист фильма, создатель образа Сухова Валентин Ежов. Вокруг ленты закрутилось и само открытие памятника: например, в нем участвовал «гарем» с паранджой поверх пуховиков.


источник фото

«Бурлаки на Волге»

Звание самого селфибельного памятника самарской набережной достается «Бурлакам на Волге». Она представляет собой раму с изображением изможденных наемников; рядом с ней отдельно прикреплен небольшой баркас. Бронзовую скульптуру установили к 170-летнию со дня рождения художника Ильи Репина: именно в местном Ширяево летом он сделал первые наброски к своей будущее картине. Автором скульптуры стал самарский художник Николай Куклев. Ее расположили на метровой высоте прямо у парапета, поэтому фото с картиной и Волгой на фоне особенно популярны на набе.


источник фото

Комментарии:

615   5
Места
1059   0
Места
690   0
Места