В 2016 году в Казани появился проект Volga Story: команда энтузиастов на частные деньги решила продвигать Волгу через мастерскую местных художников и дизайнеров, загородную резиденцию на реке и интерактивный музей в центре города. Архитектором последнего стал действующий шкипер, а одну из инсталляций посвятили запахам (!) Поволжья. Музей Волги откроется в  этом году, а пока мы поговорили с его директором Тимуром Циунчуком и узнали, чем пахнут Самара и Астрахань, как сделать музей без господдержки и где найти истории, которые нельзя нагуглить.

Всемирный бренд 

Объединенная платформа Volga Story родилась в 2016 году: тогда татарстанские энтузиасты решили сделать из Волги культурный бренд не просто региона, но и всего мира (!). Для этого понадобилась команда маркетологов, специалистов в сфере туризма и современных медиа, архитекторов и дизайнеров, а также деньги частных инвесторов — Volga Story заявляет, что существует без госфинансирования и не агитирует за экологию и социальные подвижки. Это история о другом — о привлечении внимания реке — обделенной вниманием, но роскошной.

Сегодня Volga Story — это бутиковый четырехзвездочный отель в центре Казани, собственные мастерские по созданию модных сувениров в волжском стиле, строящияся на побережье арт-резиденция, паблик, где, к примеру, можно узнать о городе-утопленнике Куйбышеве, а еще — интерактивный Музей Волги, граничащий с аттракционом.

Тимур Циунчук:

«Волга зашита в наш культурный код. Это и уроки географии в школьной программе, и картины Репина. Это древняя река, на которой строилась и развивалась культурная жизнь страны. По подсчетам, в бассейне Волги проживает более 40% населения России — настолько велика концентрация людей в этой части страны, поэтому именно Волга может стать общенациональным брендом, а сейчас, как мы считаем, ее потенциал не до конца реализован. Возьмем ту же географию: Самара в общем восприятии — это настоящий волжский город, а у Казани в этом плане есть трудности: исторически центр города стоял далеко от реки и испытывал затруднения с сообщением с другими портами. Волга у Казани стала полноводной только после создания Куйбышевского водохранилища, но, как мне кажется, после этого волжская атмосфера здесь никак не набрала — если даже не потеряла — популярности.

Основатель нашего проекта Нина Калмыкова приехала в Казань с Урала, и для нее Волга — это нечто новое. Река вызывает у нее благоговение, и она смотрит на нее с другого ракурса. Она восклицает: „Это же Волга!“, а нам, коренным казанцам, остается только поддержать это движение».

Концепция вау-музея

В Volga Story говорят о Волге без официоза, краеведческих штампов и интонаций Эдварда Радзинского, а главное — кажется, ищут действительно актуальные методы работы с аудиторией. Так, Музей Волги задуман не как галерея с неприкасаемыми экспонатами, а как мультимедийное пространство с 3D-инсталляциями и маппингом.

Такой формат к тому же позволяет без остатка задействовать небольшое помещение музея: оно занимает 104 квадратных метра в центре Казани. Само здание, судя по словам Тимура, тоже непростое: Музей Волги занял дом приказчика богатейшего купца Кекина. Сегодня здесь ведут внутреннюю отделку и готовят помещение к вводу в эксплуатацию.

Тимур Циунчук:

«Плюс экспозиции в том, что благодаря использованию интерактивных средств она никогда не будет стационарной и жестко привязанной к месту. К примеру, сейчас мы готовим первый контент, а каждый следующий сезон он будет изменяться, и посетитель, приходя в музей, не будет видеть одно и то же».

Автором концепции музея и большинства местных инсталляций выступил креативный директор Volga Story Данил Бадреев. В результате цифровая реальность начнется едва ли не с порога: видеопроекция в окнах музея будет имитировать речные волны. Внутри расположится интерактивный стол с макетом волжских берегов — так команда планирует знакомить гостей с малоизвестными историями о местных пиратах и викингах, а также водить виртуальные экскурсии по волжским островам. На одной из стен разместят «оживающие картины» — с экранами вместо полотен, на которых будут показывать архивную кинохронику о Волге. Еще один зал отдадут под «водную прогулку»: посетитель сядет в лодку и поплывет по реке под окружающий его аудиовизуальный ряд.

Главным архитектором проекта стал руководитель архитектурно-проектной мастерской «Старая Казань», профессиональный капитан и воцерковленный волжанин Павел Тиняев. Он, рассказывает Тимур, прошел под парусом всю Волгу. В музее Павел в частности курирует экспозицию волжских судов — разумеется, тоже интерактивную.

Тимур Циунчук:

«В ней будут представлены трехмерные модели наиболее популярных исторических судов, которые ходили по Волге. Категорий три. Например, в числе народных будут представлены древнейшие лодки-долбленки и струги. Среди грузовых судов покажем так называемые расшивы и более современные буксиры, также пройдемся по теплоходам — от легендарных колесных до сегодняшних многопалубных моделей».

Энциклопедия запахов по франшизе

Как говорит Тимур, экспозиция не будет привязана только к татарстанской истории Волги: в музее будут рассказывать о реке на всем ее протяжении. Так, в нашем топе ожидания — собрание запахов Поволжья, которые разработал московский парфюмер Матвей Юдов. Правда, самарских хмеля и солода в подборке пока нет.

Тимур Циунчук:

«Мы используем истории, данные и впечатления по всей длине реки — от верховьев с их колоритом до низовьев в Северном Прикаспии. Понятно, что если мы транслируем посетителям запах арбузов, то это исключительно астраханская история. В дельте также распространен запах лотосов. Широкий набор запахов у средней Волги: здесь и местные луга, и корабельная пропитка, и деготь — то, что исторически ассоициируется с волгарями».

Инфоподдержку музею оказал Институт истории имени Марджани, также материалы предоставили частные краеведы и историки, у которых нашлись редкие факты, не попадающие в широкое инфополе. Так, в одном из залов команда воссоздала плавучую мастерскую художников Чернецовых, где окна заменят видеопанели, а подробности истории расскажут сами герои в видеоролике — правда, в исполнении актеров. В 1838 году братья пустились в плавание по реке, чтобы создать ее портрет: купили лодку, запаслись холстами и поплыли вниз по течению. Один Чернецов при этом рисовал левый берег, второй — правый, а затем склеивали свои работы — итоговая панорама растянулась на 746 метров бумаги. На сегодняшний день уцелела лишь часть «Параллели берегов Волги», а сама невероятная история, по словам Тимура, несмотря на свой масштаб, оказалась малоизвестна даже местным специалистам.

Открытие музея запланировано на текущий год. Впрочем, отмечают создатели, их проект — не маневр под Мундиаль. Туристическая привязка у него, конечно, есть — более того, экспозиция будет двуязычной: информацию будут подавать на на русском и английском, а в перспективе — и на других мировых языках. Тем не менее, по заверениям, музей в первую очередь рассчитан на саму республику — отсюда и обещанная доступность билетов.

Тимур Циунчук:

«Сегодня мы существуем на абсолютном самофинансировании. У нас широкая платформа, и все ее направления способны приносить доход — даже музей. Понятно, что цена билетов ни в коем случае не может быть заоблачной и должна быть доступна в первую очередь школьникам и студентам, которым необходимо впитывать историю, узнавать малоизвестные факты про Волгу, стоящие на ней города, про разные народности и людей, живущих на ней. Наша задача — заново открыть Волгу для местных жителей и популяризировать ее образ».

При этом, как анонсировала местным СМИ основатель Volga Story Нина Калмыкова, проект может стать межрегиональным: музеи по казанской схеме могут открыться в Самаре, Ульяновске и других городах на Волге.

Комментарии:

550   1
Места
496   0
Места
183   2
Места