Буденновская лошадь

Буденновская порода – это верховая порода лошадей. Изначально она планировалась верховно-упряжной, для нужд армии, но из-за исключения кавалерии из вооруженных сил, буденновские лошади известны, прежде всего, как спортивные и верховые. Одна из лучших пород по резвости.

Масть: различные оттенки рыжей, от цвета речного песка до темной терракоты. Чаще всего встречается золотисто-рыжая масть, унаследованная от донской породы. Гораздо реже – гнедая и бурая масти.

Рост в холке: 160-178 см.

Экстерьер: сухая голова с прямым профилем, хорошо развитая холка, длинный изогнутый затылок, длинная, глубокая и широкая грудная клетка, мощный длинный круп, прямая спина, правильная постановка ног, хорошо развитые скакательные суставы, широкая пясть, правильный наклон бабок.

Использование: спортивная порода. Задействована во многих дисциплинах. Буденновская порода занимает 3 место по количеству среди спортивных лошадей. Также используется для верховых прогулок.
Особенности: ярко выраженные верховые формы, крупные, широкотелые, костистые.

Буденовская порода

Внешние признаки породы

В буденновской породе различают три основных типа лошадей:
  1. Массивный. Крупные, несколько простоватые и грубоватые лошади. Имеют крепкую конституцию, хорошо развитую мускулатуру и отменный костяк. Приспособлены к культурно-табунному содержанию. Пригодны в упряжь и под седло.
  2. Восточный. Лошади данного типа имеют достаточно прочную сухую конституцию, округлые формы, нарядность и своеобразную восточную породность. Более требовательны к условиям содержания и кормления, по сравнению с представителями массивного типа. Для восточного типа характерен энергичный темперамент, эти лошади выносливые и добронравные.
  3. Характерный. Массивные, но при этом сухие лошади. Хорошо развитая мускулатура, хорошие рычаги, здоровая сухая конституция. Самые резвые среди всех типов в породе. У представителей данного типа более ярко проявляются признаки чистокровных предков.

Особенности характера и нрава

Буденновская лошадь – умная, терпеливая, добронравная. Она отличается энтузиазмом, смелостью, горячностью, выносливостью, резвостью.

История породы

Официальная дата рождения буденновской породы лошадей – 15 ноября 1948 года. В этой день порода была утверждена Советом Министров СССР. Буденновская порода появилась в результате скрещивания чистокровной верховой и донской пород лошадей.

Буденовская породаМетод выращивания буденновской породы – табунный. Табуны пасутся на ограниченных территориях, и плохо управляемые, своенравные кобылы мешают всему табуну. Таких животных исключают из табуна. Среди табунных кобыл весьма ценится терпеливость, покладистость, контактность, сообразительность, отсутствие агрессивности.

Отъем жеребят от кобыл производится в период с конца сентября до ноября. Что интересно, жеребцов, родившихся в феврале и мае, отнимают одновременно. Перед отъемом жеребят таврят холодным методом. На тавре указывают эмблему завода, индивидуальный номер жеребенка и год его рождения.

После отъема из молодняка формируют табуны. Жеребчиков и кобыл содержат отдельно. Наиболее ценные особи поступают в, так называемую, культгруппу. Сюда отбирают лошадей, которые представляют особый интерес в спортивном или племенном отношении. Молодняк содержится попарно в денниках. Жеребят называют присвоенными кличками, оповаживают, приучают к недоуздку.

Буденовская порода

В возрасте двух, трех, четырех и старше лет лошади традиционно испытываются в гладких скачках на Ростовском ипподроме. Испытания на скачках проходит предварительно отобранная часть лошадей. Данный вид испытаний позволяет культивировать в буденновской породе интерьерные качества, которые обеспечивают способность организма лошади выдерживать серьезные физиологические нагрузки.

Свое название порода получила в честь создателя – командарма Семена Михайловича Буденного. После возвращения Первой Конной армии из Крыма он занялся организацией конных заводов и сумел создать благоприятную среду для эффективной работы. Родоначальниками буденновской породы стали чистокровные английские жеребцы Кокас, Симпатяга и Инферно.

Буденовская порода

Работа над созданием породы приостановилась из-за войны. Во время Великой Отечественной войны конные заводы были эвакуированы в казахские степи и обратно вернулись далеко не все лошади.

Буденный в свечкеВ 50е – 70е года ХХ века в конном заводе Буденного работал начкон Г.А.Лебедев. Благодаря ему, в буденновской породе появилась линия чистокровного Рубильника. Этот жеребец отличался высочайшей работоспособностью, но был очень непрост в работе. Путем скрупулезной аналитической работы Лебедеву удалось упрочить достоинства и преодолеть недостатки, получив отменных жеребцов.

В начале 60х годов начался новый этап в развитии буденновской породы. С началом бурного развития техники, повсеместной автоматизации, необходимость использования лошадей в сельском хозяйстве и армии резко сократилась. Многие качества буденновской породы, которые развивались для кавалерии, оказались идеально подходящими для конного спорта. Заводчиков также привлекала дешевизна содержания и неприхотливость буденнновцев.

Сегодня разведением буденновской породы занимаются преимущественно три конных завода, расположенных в Ростовской области: им. Буденного, Юловский и им. Первой Конной армии. Порода стала популярность не только у нас, но и за рубежом.

Марка с изображением коня буденовской породы

Сейчас все племенные буденновские лошади записываются в племенную книгу. Новые тома племенной книги выходят каждый год. Принадлежность к породе подтверждается специальным паспортом, выдаваемым ВНИИК. Каждый год работники отдела селекции ВНИИК проводят комплексную оценку жеребцов-производителей, использующихся в разведении породы, по качеству их потомства.

В настоящее время представители буденновской породы лошадей – это, прежде всего, первоклассные спортивные лошади. Выносливость, крепость конституции, высокий рост, восточная красота, мощность, нарядность позволяют демонстрировать высокие результаты и в троеборье, и в конкуре, и в скачках, и в выездке.

Видео

О буденновской породе рассказывает Вадим Парфенов.

На Дону, в 1918 году казаки подарили Буденному лошадь по кличке Казбек, ставшую лучшей в его жизни. Впоследствии Семен Михайлович вспоминал о нем: «Я с благодарностью принял подарок: какой же кавалерист откажется от такой великолепной — я то уж знаю!— лошади? Жаль не встречался я больше с тем казаком, а то еще 100 раз сказал бы ему спасибо за Казбека. На этом жеребце я отвоевал всю гражданскую, верой и правдой он служил мне до самой своей смерти. Он стал главной лошадью в моей кавалерийской жизни, хотя я ездил на многих ( во время гражданской войны под Буденным было убито шесть лошадей). К сожалению, лошадиный век гораздо короче человеческого. Вторым, почти столь же любимым, стал Софист. Но Софист — для мира, для праздника, он нервен и пуглив. А Казбек — под пули, под шашки, в огонь и в воду.
Любимый конь Будённого по кличке Софист увековечен в памятнике М. И. Кутузову работы скульптора Н. В. Томского, установленном в Москве перед музеем-панорамой «Бородинская битва»

Вот такие героические кони были у Семена Михайловича. Теперь на шефскую реплику будем реагировать с гордостью, все-таки назвать мужиков мужиками, хотя и конскими, вполне достойная похвала!

Буденновская порода лошадей была выведена в конных заводах Ростовской области путем воспроизводительного скрещи­вания кобыл донской и частично черноморской пород с жеребцами чисто­кровной верховой породы. Работа проводилась под руководством маршала СМ. Буденного, что и определило ее название. Официальное признание порода получила в 1948 г. Основным назначением лошадей новой породы было использование их в качестве верховых под седлом командного состава кавалерийских частей Красной Армии.

Основанием для создания породы послужили успешные опыты получе­ния англо-донских помесей еще в начале XX в. Донская порода лошадей обладала многими ценными качествами: крепостью конституции, выносли­востью, приспособленностью к табунному содержанию. В то же время ло­шади были недостаточно резвы, имели некоторые недостатки в экстерьере. В работе по выведению породы было использовано более 100 чистокровных верховых жеребцов, 59 из них оставили след в породе, а четыре (Симпатя­га, Светец, Кокас и Инферно) стали ее подлинными родоначальниками. В первый период работы часто использовалось повышение кровности по чистокровной породе до ¾ и выше. Однако табунные условия содержания не позволяли таким лошадям полноценно развиваться. Поэтому уровень кровности новой породы было решено остановить в пределах 3/16-3/4. Родственное спаривание в создании породы практически не применялось.

Важным моментом в организации работы по созданию буденновской породы лошадей была разработка и широкое внедрение в практику метода культурно-табунного коневодства. При этом методе табуны формировались по полу, по возрасту, а маточные — также и по внутрипородным типам. Все поголовье обеспечивалось простыми помещениями, благоустроенными водопоями, полноценными сезонными пастбищами, запасами кормов на зиму, базами с расколами. Лучшая часть молодняка поступала в культ-группу, на конюшенное выращивание, а затем тренировалась и испытывалась в гладких скачках на ипподроме. Помимо этого жеребцы, намечаемые в производящий состав, проходили подготовку и спортивные испытания под седлом офицерского состава кавалерийских частей. Все это дало воз­можность сформировать породу с высокими хозяйственно полезными каче­ствами и устойчивой наследственностью.

Современные буденновские лошади (рис. 16) обладают крупным ростом (средняя высота в холке взрослых кобыл породы — 164 см), довольно длин­ным корпусом (167 см), хорошим развитием грудной клетки (обхват груди — 191 см) и достаточной костистостью (обхват пясти — 20,5 см). Голова у лошадей этой породы среднего размера, как правило, с прямым профилем, шея длинная, высоко поставленная, часто изогнутая и с длинным затыл­ком. Холка высокая и достаточно длинная, лопатка также длинная и с лучшим наклоном, чем у их донских предков. Спина этих лошадей не длинная, прямая, но нередко с уложиной к холке, поясница средняя по длине, хорошо заполненная мускулатурой, круп длинный, часто прямоватый, хорошо обмускуленный. Грудная клетка широкая, средней глубины, с округлым ребром.

Сложение лошадей в массе гармоничное, хотя в последнее время встречаются лошади высоконогие и несколько укороченные. Конечно­сти в основном правильно поставленные и без существенных недостатков в строении. Конституция этих лошадей в большинстве крепкая, хотя встреча­ются и лошади с признаками ее нежности. Темперамент энергичный, в боль­шинстве случаев добронравный, у отдельных лошадей отмечается строгость и нестабильность в поведении. Преобладающая масть — различные оттенки рыжей, часто с золотистым отливом. Реже встречаются гнедые буденнов­ские лошади. Белые отметины распространены довольно широко.

Буденновские лошади обладают высокой разносторонней работоспо­собностью. По резвости в гладких скачках они уступают только лошадям чистокровной верховой породы. Высокие результаты показывают эти ло­шади в барьерных скачках и в стипль-чезах. В труднейшем в Европе Большом Пардубицком стипль-чезе буденновские жеребцы Прибой и Эру­дит в соперничестве с лошадьми чистокровной верховой породы стали победителями.

В дистанционных пробегах на лошадях буденновской породы были по­казаны выдающиеся результаты. Жеребец Занос (помесь буденновской по­роды) в суточном пробеге прошел 309 км, жеребцы Брев Бой и Сургуч — по 300 км. В двухнедельном пробеге без дней отдыха эти лошади прошли 1800 км, не потеряв ни одного килограмма веса.

В соревнованиях по классическим видам конного спорта лошади этой породы также показали отличные результаты. В соревнованиях по выезд­ке на международном уровне успешно выступали жеребцы Корбей и Ингас. В конкуре на крупных турнирах, включая Олимпийские игры, отличились Сибиряк, Ребус, Рейс. В троеборье лучшими лошадьми были Робинзон, Рок, Пинцет. Целый ряд лошадей буденновской породы, экспортированных в страны Европы и Америки, показали и там высокий спортивный класс.

В последние десятилетия совершенствование спортивных качеств буденновских лошадей стало основной задачей племенной работы с ними. Практика спортивного использования показала, что наиболее высоких ре­зультатов добиваются они в преодолении препятствий, обладая сильным и техничным прыжком. Соответствующий тренинг и испытания позволяют развивать и закреплять эти свойства, выводя породу на лидирующие пози­ции в отечественном спорте.

В буденновской породе сформировалась генеалогическая структура, пред­ставленная в основном мужскими линиями, восходящими к жеребцам чи­стокровной верховой породы. Одной из наиболее распространенных и универсальной по выраженности полезных качеств является линия Браслета, сына чистокровного жеребца Бескарного. Все большее распространение по­лучает линия чистокровного жеребца Рубильника, отличающаяся особенно высокими прыжковыми качествами. Сохраняют свое значение и линии Чимкента, Саксагана и Ислама.

Разведение лошадей буденновской породы сосредоточено в основном в хозяйствах Ростовской области. Это конные заводы им. С. М. Буденного, им. 1-й Конной армии, им. С. М. Кирова, Степной. Буденновские лошади наряду с широким использованием в конном спорте сохраняют свое значе­ние и как улучшатели рабочих лошадей в зоне своего разведения, а также в восточных районах страны и в некоторых странах СНГ.

О Семене Михайловиче Буденном можно говорить долго— Маршал Советского Союза, трижды Герой Советского Союза и одновременно полный георгиевский кавалер, трижды Народный герой, награжденный Почетным революционным оружием и еще много, много… А можно сказать о нем коротко : кавалерия и лошади были смыслом его жизни.

Наверное, иначе не могло быть: Семен Михайлович Буденный родился и вырос на хуторе Козюрин Сальского округа области Войска Донского (современная Ростовская область). Он, как все дети с пеленок окунулся в атмосферу любви и уважения к коню — ратному товарищу и кормильцу одновременно.
Буденный не помнил, когда впервые сел в седло — казалось, он всегда умел ездить верхом. Его односельчанин Константин Федорович Новиков вспоминал:
«Семен с малых лет любил лошадей. На масленницу у нас обычно устраивались соревнования — надо было на всем скаку поднять с земли фуражку и надеть ее на голову, пролезть на галопе под живот лошади и сесть с другой стороны. Семен всегда здесь был первым».
В 1903 году в возрасте 20-ти лет Буденного призвали в армию, и он попал в 46-й Донской казачий полк. В полку он показал себя способным наездником, и вскоре его командировали в Петербург на годичные курсы Высшей офицерской кавалерийской школы, где Семен Михайлович учился искусству верховой езды у самого Джеймса Филлиса, оказавшись одним из лучших в своем выпуске. Он получил право продолжить обучение, но был вынужден вернуться на службу в часть. Год учебы принес свои плоды — Буденный стал настоящим мастером верховой езды, выезжал лошадей для офицеров полка, первенствовал на регулярных смотрах в вольтижировке, джигитовке,
прыжках через лошадь — мог «перемахнуть» сразу через шестерых.
Всю свою жизнь соблюдал Семен Михайлович «кодекс поведения» по отношению к лошади, сложившийся в годы юности и службы в частях царской армии под влиянием казачьих и кавалерийских традиций. Сын Буденного, Михаил Семенович, вспоминает:
«Главным в общении с лошадью отец считал любовь к ней, умение чувствовать и понимать коня. —»Тот, кто не любит лошадь, никогда не научится на ней ездить» — часто говорил он». Буденному было чуть больше тридцати, когда наступили годы, оставлявшие мало места для любви и искусства верховой езды — началась Первая Мировая война, потом революция и, наконец, Гражданская. С первых месяцев Гражданской войны Семен Михайлович встал во главе кавалерийских соединений, а позже командовал им же созданной Первой Конной армией. Будучи смелым, решительным и одновременно добрым, вдумчивым человеком, он пользовался уважением, как своих сторонников, так и противников. Имя Буденного часто встречается в исторических записках генералов Белой гвардии П.Н.Врангеля, А.И. Деникина, П.Н.Краснова — они с удивлением отмечали его удачи на полях сражений.
Сохранилось интересное описание Буденного, ходившее среди белоказаков, против которых
он воевал на Дону:
«Усы черные вразлет, сам ростом не больно здоров, но кряжист. Главное — конь у него приметный. Буланый, с черным ремнем по спине, хвост черный, а грива — вороново крыло, аж в зелень отдает. Рубашка у коня редкая, всякому известная — кому же еще быть? Буденный.»
В тех же краях, на Дону, в 1918 году казаки подарили Буденному лошадь по кличке Казбек, ставшую лучшей в его жизни. Впоследствии Семен Михайлович вспоминал о нем: «Я с благодарностью принял подарок: какой же кавалерист откажется от такой великолепной — я то уж знаю!— лошади? Жаль не встречался я больше с тем казаком, а то еще 100 раз сказал бы ему спасибо за Казбека. На этом жеребце я отвоевал всю гражданскую, верой и правдой он служил мне до самой своей смерти. Он стал главной лошадью в моей кавалерийской жизни, хотя я ездил на многих (прим. aвтopa : во время гражданской войны под Буденным было убито шесть лошадей). К сожалению, лошадиный век гораздо короче человеческого. Вторым, почти столь же любимым, стал Софист. Но Софист — для мира, для праздника, он нервен и пуглив. А Казбек — под пули, под шашки, в огонь и в воду. Мы ведь и людей на эту чашу весов бpocaeм».
В боях Казбек был не раз ранен. После окончания войны Буденный всегда держал его при себе. В 1924 году, став инспектором кавалерии и переехав в Москву, привез с собой и Казбека. Конь до последних своих дней служил Семену Михайловичу и пал в возрасте 18 лет.
Сразу после окончания гражданской войны Буденный принялся по крупицам собирать ценных породистых лошадей, разбросанных войной по всей России. Он понимал, что войны нанесли огромный вред коневодству, под угрозой исчезновения оказались целые породы. Буденный не получил в юности систематического образования, но благодаря самостоятельному обучению и большому практическому опыту был известен в те годы как большой знаток лошадей и коннозаводства. К тому же он, овеянный боевой славой, пользовался определенным влиянием, которое с успехом использовал на благо кавалерии и коневодства.
Еще в военные годы Буденный присматривался ко всем лошадям, попавшим в поле его зрения. Опытным взглядом конника он узнавал в истощенной, грязной лошади породу, беседовал с хозяином приглянувшегося животного, и если конь действительно был породистый, сразу менял его на обозную лошадь и старался незамедлительно переправить на один из военных конных заводов, за работой которого наблюдал.
Сам Семен Михайлович часто вспоминал одну историю: «Как-то встретился нам под Полтавой ассенизационный обоз. Лошаденки так себе, еле тащатся. Смотрю я на них и вижу: один конь, хоть и грязный, в теле плохом, но породистый. Соскочил с лошади, подхожу к хозяину.
— Что за лошадь? Как она к вам попала? — понимаю, что никак она ему принадлежать не может.
— Да белые дали, — отвечает. — Взамен моей. У нее тавро — царская корона. Опасались видно, что лошадь с таким знаком у них отберут.
Приподнял он сбитую спутанную белую гриву, а под ней действительно выжжены короны. Я говорю:
— Давайте и мы поменяемся.
Дали ему взамен двух лошадей».
Корона,обнаруженная под гривой, была клеймом завода Султан-Гирея, где растили арабских лошадей. Найденная лошадь оказалась племенным арабским жеребцом Ценителем. В двадцатом году бойцы конной армии в качестве трофея взяли полубрата Ценителя — белоснежного Цилиндра, захваченного Врангелем на государственном Стрелецком заводе. Врангель собирался въехать на Цилиндре в освобожденную от большевиков Москву — «на белом коне». Впоследствии оба жеребца стали родоначальниками терской породы.
Лучшим памятником Семену Михайловичу Буденному стала буденновская порода. Работы по ее созданию проводила большая группа селекционеров, во главе которых стоял сам Семен Михайлович. На военных конных заводах, находившихся под его контролем, велась работа и по выведению терской породы. Работа над этими породами заняла около 20-ти лет.
В послевоенные годы при содействии Буденного было возобновлено издание журнала «Коневодство и конный спорт», в течение нескольких лет он был его главным редактором. Под его руководством журнал из двухнедельного стал ежемесячным, увеличил свой печатный объем и тираж, стал более массовым. В 1967 году за активную работу в журнале Буденный был награжден золотой медалью ВДНХ.
Нельзя забывать и другое — Буденный стал «отцом» советского конного спорта и был его бессменным покровителем не один десяток лет. В 1922 году именно Буденный призвал кавалеристов активно заниматься конным спортом. Для начала было решено организовать 100-верстный (чуть больше 100 км) конный пробег с заключительной скачкой на Ростовском ипподроме. В пробег вместе с группой командиров отправился и Семен Михайлович. Через год в Первой конной армии вновь прошли соревнования, после которых был организован Центральный конноспортивный комитет Красной Армии, председателем которого стал, конечно, Буденный. 8 1925 году по его же инициативе прошли 1-е Всеармейские конноспортивные соревнования, а в 1929 году открылась одна из первых конноспортивных школ «ОСОВИАХИМа» — школа для гражданских лиц. Конный спорт в молодой Стране Советов становился невероятно популярен. Буденный не уставал повторять, что хорошее развитие конного спорта необходимо для укрепления кавалерии.
В беседе с детьми Семена Михайловича— Ниной Семеновной и Михаилом Семеновичем — я не удержалась и спросила:
«Не слишком ли большую роль уделял Семен Михайлович кавалерии в разгар технической революции, на пороге войны с гитлеровской Германией? Почему в известных нам учебниках истории он выглядел убежденным противником механизации войск и поддерживал дальнейшее развитие и укрепление кавалерии?»
«Вы не хуже меня знаете, как часто меняют мнения наши учебники истории, — ответил Михаил Семенович Буденный. — Собственно говоря, спора, что лучше, танки или конница, не было. Отец был реалистом и понимал, что время кавалерии проходит, она отживает свой век. Но понимал и другое — в предвоенные годы создать большую техническую армию нет возможности, а большая развитая кавалерия — вот она, готова. Опыт показал, что не во всем он ошибался — во время обороны Москвы в 45-ти градусные морозы техника часто вставала, попросту замерзала, и единственными мобильными подразделениями оставалась конница».
В 1956 году было принято решение о ликвидации кавалерии как рода войск. Все бы ничего — и Семен Михайлович, и другие кавалеристы понимали, что конница утратила свое военное значение, но беда была в другом: кавалерию не просто упразднили — с лица советской земли почти стерли все, что с ней связано — кавалерийские школы, даже самих лошадей. Опытные офицеры-конники, которые могли составить элиту конного спорта, были досрочно отправлены на пенсию. Военные заводы и фермы преобразовали в овцеводческие и зерновые совхозы, а лошади… Большую часть поголовья, независимо от возраста и племенной ценности, перегоняли на бойни. Целыми табунами отправляли донских и буденновских лошадей на убой или для работы на лесозаготовках, на бойню шли ахалтекинцы, латвийские упряжные лошади, было вырезано целиком поголовье чистокровных верховых лошадей Ессентукинского завода. За 11 лет «выбили» на мясо более 7 миллионов голов преимущественно верховых лошадей.
В столь трудные для коневодства годы Семен Михайлович никак не мог помочь конникам — к этому времени ему уже исполнилось 75 лет, он давно не занимал ответственных постов, и его мнение было мнением почетного, но частного лица. Все, что он мог, это вместе с единомышленниками угонять с заводов обреченные на смерть табуны и прятать их в донских степях в известных только им оврагах и балках. Не раз приходилось совершать ему такие «противоправные» действия.
Правда, после ликвидации кавалерии не без его участия был сохранен конноспортивный дивизион ЦСКА, который ныне занимает базу на улице Дыбенко в Москве, и кавалерийский полк Мосфильма — «Надо же кому-то будет в кино на лошадях сниматься!» — с большой долей лукавства пояснял он.
В последние годы жизни Буденный продолжал уделятьь много внимания конному спорту. На одном из публичных выступлений в 1965 году он говорил:
«Ни в одной стране мира нет таких благоприятных условий для развития конного спорта, как у нас в СССР. Но, к сожалению, мы не все делаем для того, чтобы использовать имеющиеся у нас возможности для развития этого спорта, для повышения мастерства советских всадников…».
До конца жизни с ним рядом были лошади. На даче Семена Михайловича в подмосковной Баковке была устроена конюшня на семь лошадей. На лето он брал лошадей из кавполка и выезжал их сам, а когда перестал ездить верхом, то наблюдал за всадниками со скамейки, давал советы. Частенько бывал на Центральном Московском ипподроме в одной и той же ложе — «ложе Буденного», любил смотреть скачки.
Последней лошадью Буденного стал жеребец «его», буденновской породы, по кличке Софист. Конь был рожден в 1945 году, подготовлен Павлом Михайловичем Туркиным и подарен Семену Михайловичу вскоре после войны. Окружающие не уставали удивляться необыкновенной привязанности Софиста к Семену Михайловичу: «Конь чувствовал приближение Буденного, когда тот еще шел по двору: не видя хозяина, конь прядал ушами, радостно ржал. Семен Михайлович подходил к своему любимцу, как к человеку, что-то нежное шептал ему на ушко, а тот, положив голову на плечо хозяина, слушал его. Ласково поглаживая голову и шею коня, Семен Михайлович угощал его сухарями или морковкой. Конь, мягко уткнувшись носом в хозяйскую ладонь, замирал, чуть-чуть кося глазом. Потом он послушно и четко выполнял команды, подавал поочередно ноги, опускался на колени, ходил за своим хозяином, как ребенок за матерью», — рассказывал один из знакомых Буденного.
В последний раз в своей жизни Семен Михайлович садился в седло в возрасте 87-ми лет именно на Софиста. Конь прожил 33 года, пережив хозяина на пять лет. После смерти Буденного Софист жил на конюшне Московского конного завода, где пал в 1978 году. Образ любимого коня Буденного увековечен в памятнике М.И. Кутузову, установленному в Москве перед музеем-панорамой «Бородинская битва» — Софист служил моделью скульптору Н.В. Томскому, автору конной статуи Кутузова.
Семен Михайлович Буденный ушел из жизни в 1973 году в возрасте 90 лет и был похоронен у Кремлевской стены. Пусть память о нем сохранится чистой и светлой, не запятнанной столь любимыми нами переоценками собственной истории. А для нас, конников, пусть останутся в памяти его слова, сказанные в беседе со старыми донскими казаками:
«Нет на свете более благородного животного, нежели лошадь. Научите молодежь любить коня…»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *