Седло у лошади

Седло и уздечка являются, пожалуй, самыми необходимыми атрибутами в экипировке лошади. Седло предназначено не только для удобства всадника, оно также выполняет важную роль в сохранении здоровой спины лошади, т.к. вес всадника распределяется по всей конструкции седла, тогда как при езде без седла вес всадника приходится на одну точку. Вместе с тем неправильно подобранное седло может искалечить спину лошади, сделав из нее инвалида. Поэтому изготовление седла очень ответственный процесс, тем не менее, если вы решили сделать седло своими руками, следует подробнее узнать из чего оно состоит.

Лошадь с седломЛошадь с седлом

Строение седла

Несмотря на все многообразие седел, они имеют общий принцип строения. В основе любого седла лежит ленчик. Он делается из различных материалов – пластика или дерева. Ленчик покрывается обивкой, передняя часть седла называется передней лукой, задняя часть седла – задней лукой. Ремни, которые фиксируют седло на лошади, называются подпругами. Подпруги в свою очередь крепятся к седлу пристругами. Нога всадника ставится в стремя, которое крепится на путлище. Часть седла, к которому прилегает колено всадника, называется крыло.

Строение седлаСтроение седла

Строение седла

Изобретение седел позволило увеличить мобильность армии в десятки раз и сыграло решающую роль в ряде сражений, допустим в победе гуннов над римлянами.

Седло своими руками

Изготовление седла – работа очень кропотливая и требующая максимум самоотдачи и внимательности. Каждый этап изготовления седла очень важен.

Итак, начнем! Для начала нам необходимо изготовить ленчик, ведь он является основой любого седла. Для этого нам потребуется сначала сделать макет ленчика по размеру вашей лошади.

Каркас для седла (ленчик)Каркас для седла (ленчик)

Каркас для седла (ленчик)

Ленчик можно приготовить из различных материалов – из дерева, клееной фанеры или стекловолокна. Наиболее доступным материалом для изготовления ленчика в домашних условиях явлениях является цельнокусковое дерево.

Для изготовления макета нам понадобится:

  • Картон

  • Ножницы

  • Проволока примерно 130 см длиной

Возьмем кусок проволоки и аккуратно прижимаем его к лошади за лопатками, в месте расположения передней луки ленчика, чтобы проволока приобрела контуры спины.

Затем накладываем получившуюся форму на кусок картона, обводим контур.

Теперь вырежем макет и примеряем к спине лошади. Очень важно, чтобы он полностью подходил под параметры лошади. Если «ленчик» не подходит – проделываем все действия заново, если подходит – переходим к следующим действиям.

Далее нам необходимо будет произвести следующие замеры лошади:

  • самой высокой части холки;
  • места, где будет располагаться передняя лука ленчика – прикладываем четыре пальца за лопатку лошади;
  • самого низкого места спины (конец холки);
  • места, где будет заканчиваться изготавливаемое седло (не должно быть дальше 18-го позвонка);
  • линии изгиба спины от холки до грудного 18 позвонка.

Изготовление ленчика

Для изготовления ленчика мы возьмем самый популярный материал – дерево. Подойдет любые прочные породы дерева – отлично подойдет дуб. Возьмем небольшой кусок дерева, соразмерный со сделанными выше замерами. Далее с помощью стамески и рубанка придаем ему нужную форму. Не забываем о том, что ленчик традиционно изогнутой формы, следовательно, без наждачной бумаги и электролобзика нам не обойтись.

Итак, ленчик готов!

Обивка седла

Приступим к обивке седла. Самым дешевым материалом для обивки седла является поролон. Однако он очень быстро изнашивается, поэтому придется ее периодически менять.

Сложим поролон в несколько слоев в зависимости от его плотности. Вырезаем форму, в зависимости от размеров ленчика. Между тем учитываем, что подложка будет на несколько больше самого ленчика.

Основой для седла может послужить обычная фанера. Необходимо набить на ленчик основу для седла.

Обычными гвоздями набиваем поролон на фанеру. Обратите внимание, что гвозди входят в основу ленчика.

Наружная обивка

После всех манипуляций подходим к завершающей стадии изготовления седла – наружной обивке. Для этого можно взять кожу или мешковину. Выбрав понравившийся материал просто обшиваем ленчик и седло готово! По желанию его можно украсить вышивкой, нашить холмики – все, на что горазда ваша фантазия.

Подпруги, приструги с стременами вы можете приобрести в любом конном магазине. При желании вы можете купить пряжки и изготовить их самостоятельно.

Лошадь под седломЛошадь под седлом

Больше седел, хороших и разных

Единой классификации седел до сих пор не придумано. Условно их делят на разные типы в зависимости от происхождения (английское, испанское, австралийское), назначения (фермерское, спортивное, учебное, казачье), породы лошади (для пони, тяжеловозных пород) и даже пола и возраста наездника (детские, дамские). Самой популярной считается классификация, в которой в отдельно выносятся седла:

  • английского типа;
  • азиатского типа;
  • пастушьи (вестерн);
  • военные;
  • седла без ленчика;
  • черкесские арчаки;
  • вьючные;
  • вольтижировочные;
  • барочные и другие.

Некоторые типы, в свою очередь, делятся на множество видов, которые незначительно различаются между собой.

Седла английского типа

Легкие и довольно глубокие седла английского типа произошли от старинных европейских седел, которые использовали в охоте на лис. Всадник должен был прочно сидеть, и при этом не вылетать при прыжках через препятствия. К этому типу относится амуниция для большинства классических видов конного спорта.

Для классической выездки. Это короткое седло с глубоким центром тяжести, вертикальной передней лукой, прямыми плоскими крыльями и уменьшенной обивкой, чтобы спортсмен сидел глубоко и хорошо чувствовал корпусом спину лошади. Узкие полки и короткие седельные подушки позволяют лошади улавливать каждую команду тела всадника. Длинные стремена и узкие длинные крылья обеспечивают почти вертикальную посадку с плотно прилегающей к корпусу выпрямленной ногой. Удлиненные приструги позволяют пристегнуть короткую подпругу, которая не мешает работе ногой. На выездковых седлах часто совсем нет бенфуторов или есть один небольшой передний упор для колена. (Рис.1)

Рисунок 1

Для конкура. Это седло более длинное и плоское, чем выездковое, с узкой талией. Передняя лука конкурного седла отклоняется назад, а укороченные крылья выступают вперед. Конкурная посадка предполагает короткое стремя и согнутое колено, поэтому на крыльях есть передний или передний и подколенный (бедренный) бенфуторы. Они фиксируют ногу, создают упор для колена в прыжке и помогают правильно держать шенкель при езде. (Рис.2)

Рисунок 2

Для троеборья. Это удобное седло прекрасно подходит для применения в различных областях. Его укороченные крылья еще больше выдвинуты вперед по сравнению с конкурным седлом. Длинное сиденье имеет углубленный центр тяжести и высокую заднюю луку, такая конструкция помогает проходить трассу на полевой посадке во время кросса или стипль-чеза на второй день троеборья. Полевая посадка на галопе требует укороченные стремена и упор коленями, поэтому вынесенные вперед крылья дополнены объемным передним (иногда и задним) валиком. (Рис.3)

Рисунок 3

Учебное. Сделано на основе конкурного седла и отличается от него меньшим весом и более прямыми крыльями. Оно предназначено для обучения начинающих, поэтому делается из недорогих материалов.

Универсальное спортивное. Это седло похоже на спортивное и по сути является гибридом седел для выездки и конкура. Простое, многофункциональное, с низким сиденьем и не сильно вынесенными вперед крыльями. Идеально для недолгих спокойных спортивных занятий, прогулок, любительских соревнований.

Для шоу. Основная идея шоу – показать телосложение лошади во всей красе, а значит, седло не должно закрывать плечо и лопатку. Поэтому шоу-седла довольно маленькие, с вертикальными крыльями и плоским сиденьем. Располагаются они ближе к пояснице, чтобы не мешать лошади возможность работать передними ногами.

Специальные седла

Скаковое. Ипподромные скачки не относятся к классическим видам конного спорта, а потому скаковые седла выносят в отдельный тип. Это максимально облегченный тип седла, идеально приспособленный для скаковой посадки с укороченным стременем и упором коленей на крылья. (Рис. 4) У него плоский ленчик, низкие луки и вынесенные далеко вперед крылья без валиков. Скаковые седла делятся на рабочие (более тяжелые, с приподнятыми луками) и призовые. Последние максимально облегчены, чтобы лошадь несла минимальный вес и могла развить наибольшую скорость. Делают их из легких материалов: пластика, синтетики, кожзаменителя, так что призовые седла-«бабочки» могут весить около 300 грамм. (Рис.5)

Рисунок 4
Рисунок 5

Дамское. Когда-то они были очень востребованы, но со временем вышли из моды. В последнее время опять появился интерес к дамским седлам, которые отличаются от обычных наличием двух лук. При посадке полубоком верхнюю луку обхватывали правой ногой, а в нижнюю упирались левой. Само седло прямое и широкое, с высокой седельной подушкой и коротким стременем. (Рис.6)

Рисунок 6

Казачье. Это седло долго использовалось в кавалерии, где была нужда в длительных многодневных переходах по бездорожью. К седлам этого типа можно было крепить дополнительные вьюки с вещами. Основа седла – деревянный (фанерный) арчак с притянутой к нему мягкой подушкой. Сегодня его используют те, чья профессия связана с длительным пребыванием в седле: егеря, лесники, охотники, конные туристы. (Рис.7)

Рисунок 7

Для вольтижировки. Эти седла предназначены для выполнения спортивных упражнений верхом на лошади или рядом с ней, поэтому выглядят странновато. Конструкция седла неразборная, детали скреплены наглухо. Небольшой арчак дополнен несколькими подушками, спереди и сзади прикреплены ручки, за которые спортсмен держится при выполнении упражнений. (Рис.8)

Рисунок 8

Седло вестерн

Седла вестернового типа придуманы для ковбоев, которые целый день проводят верхом. Конструкции седел несколько различаются между собой в зависимости от их назначения (родео, пробеги, скачки вокруг бочек).

Обычно на передней луке есть рожок, на который раньше крепили лассо и вешали сумки. Теперь это декоративная деталь, дань традициям. Главное назначение седла вестерн – обеспечение комфорта лошади и всаднику при долгих поездках. У него более широкие полки, которые лучше распределяют вес наездника по спине лошади. Из-за отсутствия подушек седло выглядит низким и тонким. Высокая задняя лука обеспечивает глубокую устойчивую посадку. Подпруга традиционно привязывалась ремнем, но в последнее время появились модели с пряжками. Стремена не отстегиваются, но они более широкие, чем английские, так что ногу легко высвободить.

Ковбойские седла обычно выглядит очень эффектно: сочетание кожи разных цветов, вышивка и аппликации, тисненые узоры, серебряная отделка.Такие произведения искусства стоят дорого и часто передаются по наследству от отца к сыну.

Каждое седло состоит из нескольких обязательных элементов: каркаса, внутренней обивки, внешней обивки, ремешков и пряжек.

Основа седла

Основа большинства седел, будь то самое «топорное» кавалерийское или изящное седло для выездки, одна: каркас. Он называется ленчик и состоит из двух полок, соединенных дугами (гребнями), которые впоследствии станут передней и задней лукой. Ленчики могут различаться длиной, изогнутостью, наклоном полок, шириной и высотой гребней (рис.1).

Рисунок 1

Современные ленчики бывают нескольких видов:

  • Деревянные, изготовленные из цельного массива дерева, часто сочетаются с металлическими гребнями.
  • Из клееной древесины. Они менее прочные, чем древесные, зато более легкие и гибкие.
  • Металлические.
  • Из синтетических материалов (стеклоткань, фиберглас).

У каждого материала есть свои плюсы и минусы. Деревянные ленчики самые прочные и долговечные, выдерживают большую нагрузку и падения, но при этом очень тяжелые. Это самый старый и традиционный тип, часто сделан на заказ по индивидуальным меркам всадника и лошади. Альтернатива им – синтетические материалы, которые гораздо легче и дешевле в производстве, но такие же прочные и хорошо переносящие нагрузку. Правда, со временем они все хуже держат форму и становятся менее прочными. Ленчики из многослойной древесины легче цельных, но менее прочные. Они могут поломаться при большой нагрузке или падении лошади на седло, а со временем их и вовсе может повести.

Внутренняя и внешняя обивка седла

К ленчику крепятся все остальные детали седла. По его меркам вырезают основу для седла, которую после прибивают к каркасу и обтягивают. В качестве внутренней обивки служит легкий и упругий материал, например, поролон. Он в меру мягкий, но быстро изнашивается, поэтому набивку надо регулярно обновлять. В современных седлах верхнего ценового сегмента используется шерсть, а в моделях средней ценовой категории – пенистый или волокнистый наполнитель. Ими заполняются подушки, которые служат для амортизации. Между подушками остается канал, просвет, который обеспечивает расстояние между седлом и позвоночником и не позволяет зажимать спину.

Далее конструкцию обтягивают кожей, чаще всего используется воловья, буйволиная или свиная. Кожу распаривают, подгоняют под основу и натягивают по форме будущего седла. Швы, скрепляющие кожаные детали, должны быть ровными, закрепленными, без торчащих ниток. Сама кожа должна быть гладкой, без трещин, не поврежденной, гибкой, не пересушенной.

Английское седло в деталях

Рисунок 2

Внутренняя часть седла, на которой размещается всадник, называется сиденьем. У него есть самая глубокая часть, на которую, собственно, опирается наездник, и талия (твист) – самая узкая часть ближе к передней луке. Глубина сиденья обеспечивает плотную и глубокую посадку с низким центром тяжести.

Спереди седло ограничено невысокой передней лукой, которая располагается над холкой и защищает ее. Сзади седло заканчивается задней лукой, она немного выше передней и нужна для обеспечения комфортной уверенной посадки.

Боковые части седла – это крылья. Форма и положение крыльев помогают всаднику удобнее сесть, разместить колени, найти упор. В зависимости от типа седла они могут быть разного размера, вынесены вперед или опущены отвесно вниз. На переднем и заднем краях крыльев иногда размещаются коленные и подколенные подушка бенфуторы (упоры, валики). Они помогают ноге найти упор при прыжках, быстрых аллюрах.

Под юбкой (малым крылом) спрятан шнеллер – металлический замочек, к которому пристегивается стременной ремень. Обычно шнеллер защелкнут, но от резкого рывка он должен расстегнуться, спасая жизнь всаднику. Стременной ремень выскакивает из открывшегося замочка, и лошадь не потащит за собой человека с запутавшейся в стремени ногой (рис. 3). Стременной ремень, на который надевается стремя, называется путлищем. Он имеет несколько дырочек для регулировки длины, а ненужный его конец заправляется в петлю-держатель на крыле седла.

Рисунок 3

Под большим крылом спрятаны приструги, обычно две или три с каждой стороны седла. Это ремни, к которым пристегивается подпруга, держащая седло на лошади. Подпруга – широкий ремень из кожи, резины, толстой тесьмы или синтетических материалов (неопрен). Чтобы седло не сползло вперед, его можно закрепить задней подпругой (подхвостником), а чтобы не уползло назад – пристегнуть подперсье. Для их фиксации на седле обычно есть складные D-образные кольца.

Приструги и пряжки от тела лошади отделены подкрыльем, которое не дает коже и металлу натирать бока.

Форма и снаряжение седла может меняться в зависимости от задачи, которое оно выполняет, но основные детали остаются неизменными независимо от типа седла.

Рисунок 4

1 — Задний бенфутор 2 — Передний бенфутор 3 — Приструги

Рисунок 5

1 — Передняя лука

2 — Сиденье

3 — Задняя лука

4 — Подушки

5 – Петля-держатель для заправки конца путлища

6 – Задний бенфутор

7 — Крыло

8 – Передний бенфутор

9 – D-образное кольцо для пристегивания подперсья

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *