Сосна своими руками

Садовый бонсай является технологией и искусством преобразования формы дерева и его размера, но не в горшке, а на открытом пространстве приусадебного участка. В Японии такой стиль называют ниваки.

Бонсай (Википедия) – «выращенное в подносе” – искусство выращивания точной копии настоящего (иногда карликового) дерева в миниатюре.

На страницах kamsaddeco.com ( и ) уже рассматривались методы формирования сосны и ели путем прищипки и обрезки молодых побегов, а также укорачивания стволов крупномеров.

Приводились примеры не только положительных, но и отрицательных последствий видоизменения хвойных деревьев.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

  1. Садовый бонсай и ниваки: сходства и различия.
  2. Садовый бонсай из сосны обыкновенной, стили ниваки.
  3. Элементы дизайна сада: садовый бонсай, каменные дорожки, искусственные валуны и скалы.

Садовый бонсай и ниваки: сходства и различия

Nivaki

Методы и принципы формирования хвойных вместе со знаниями по обрезке и прищипке лиственных растений позволяют создать садовый бонсай , который будет соответствовать традиционному восточному.

При этом европейский садовый бонсай отличается от ниваки как техникой формирования растения, так и философией отношений человека и природы: в европейском человек главенствует в природе, а в восточной – гармонирует с ней.

Что касается техники обрезки сосны, то у ниваки оставляют только три ветки в одном ярусе и четыре наверху, если планируется дальнейший рост дерева.

В садовом бонсае нет жестких ограничений, можно оставлять любое количество веток в зависимости от творческих планов по формированию и стилю обрезки.

Японцы считают, что садовый бонсай более сложное искусство по сравнению с ниваки, где существуют четкие правила.

Садовый бонсай из сосны обыкновенной

Часто задают вопрос: почему обычно приводят примеры обрезки сосны обыкновенной, а не других растений?

Во-первых, считается, что формирование сосны в стиле ниваки наиболее трудоемко. И, если вы научитесь работать с сосной, то с другими растениями это тем более получится.

Во-вторых, сосна обыкновенная наиболее распространенное во всех регионах, неприхотливое и быстрорастущее дерево.

С ней результаты своей работы можно увидеть значительно раньше, чем при формировании других видов деревьев.

В Японии сосне также уделяется большое внимание со стороны мастеров и ландшафтных дизайнеров.

Стили ниваки

Какие существуют стили ниваки можно увидеть на следующих рисунках.

стили ниваки
стили ниваки

Исторически стили ниваки образовались на основании примеров самой природы. Человек заимствовал у нее все, что ему нравилось и старался повторить в своих работах.

Надо отметить, что не все приемы ниваки подходят для садового бонсая. Это связано с климатическими особенностями Японии, где можно делать более сильную обрезку сосны (более 50%), так как она гарантированно дает два прироста в год.

Начинать формировать сосну можно с любого возраста и производить обрезку круглый год, но все же лучше это делать ранней весной до начала сокодвижения.

А вот прищипку или стрижку однолетних приростов необходимо выполнять в конце мая – начале июня в зависимости от состояния свечей сосны. Об этом достаточно подробно было рассказано в статье про обрезку и прищипку сосны.

Основная форма – треугольник

Надо отметить, что вначале обрезки веток сосны надо делать так, чтобы ее форма напоминала треугольник. Нижние ветки должны быть больше тех, что растут выше и так далее до самой макушки.

Это делается для того, чтобы все ветки одинаково хорошо освещались. Иначе те, что будут постоянно затемнены, со временем высохнут и их придется обрезать.

Сам треугольник может быть наклонным, что придаст дереву еще большую схожесть с дикой природой.

Если при этом около деревьев будут находиться большие натуральные или искусственные камни (об этом позже), то общий вид ландшафта будет напоминать скалистую местность с преобладающими сильными ветрами.

Техника обрезки и прищипки хвойных деревьев приводилась в статьях по ранее указанным ссылкам. Поэтому останавливаться на этом не будем. Для управления изгибом и направлением ветвей японцы обычно используют бамбуковые палочки.

ниваки - распорки

Далее на фотографиях приведен пример этапов последовательного формирования молодой сосны, начиная с первой обрезки и дальнейшей ежегодной прищипки в течение шести лет.

сосна до обрезки
сосна после обрезки
сосна на второй год
сосна на третий год
сосна через 5 лет

На второй фотографии (после обрезки) видно, как много срезано веток у дерева.

После такой сложной операции растение страдает и конечно хорошо бы ему помочь быстрее возобновиться.

При этом не используют стимуляторы роста, а применяют стимуляторы повышения иммунитета. Для этой цели подойдут хелаты железа с витаминами, которые являются подкормкой при обработке по кроне растения.

В дальнейшем можно мульчировать почву вокруг дерева старой хвоей из леса. Подкисление почвы при этом вполне приемлемо. Несколько примеров длительной обработки растений.

садовый бонсай
садовый бонсай
nivaki из туй
ниваки с камнем

Элементы дизайна сада: садовый бонсай, каменные дорожки, искусственные валуны и скалы

В Японии сосна является символом отваги, мужества, долголетия и умения преодолевать трудности.

В сочетании с камнями эти характеристики усиливаются. Поэтому так часто в японских садах можно увидеть различные по форме и размерам камни.

В каменистой местности при строительстве такого сада особых материальных проблем не будет.

Намного сложнее обстоит дело там, где рядом камней не найти и их необходимо возить издалека.

Упростить такую задачу, а также сэкономить средства поможет изготовление искусственных камней своими руками.

Тем, кто уже читал статьи о том, как сделать искусственный валун, скалу из бетона, а также дорожку из грубого искусственного камня, эта идея будет понятна.

камень и ниваки
фонарь и камень

Кто не читал, есть предложение с ними ознакомиться.

Изучив несложную технологию и приемы изготовления таких элементов декора сада, можно быстро и незатратно осуществить свои творческие задумки.

Используя в своих работах пластичный бетон также нетрудно будет сделать различные каменные изделия в виде фонарей, скамеек и другой атрибутики японского сада.

Вот несколько таких примеров.

Окружающий мир 4 класс 3. В атласе-определителе «От земли до неба» прочитай о хвойных деревьях (с. 32). Обрати внимание на различия их хвои. Нарисуй хвоинки, показав особенности их формы и расположения на веточках (поодиночке, парами, пучками).

В природе существует множество хвойных деревьев, есть среди них даже те, которые растут в очень жарких местах – субтропиках и тропиках. Но в нашей стране больше распространены лиственницы, ели, сосны и кедры, причем последние иногда называют кедровыми соснами.

У любого хвойного дерева есть иголки-хвоинки, которые заменяют им листья и эти хвоинки отличаются и размерами, и твердостью, и тем, как они растут на веточке.

Так у елки хвоинки короткие и жесткие, растут по одной. У пихты хвоинки такие же, только гораздо мягче и гуще.

А вот у кедра хвоинки длинные и парные, растут пучками. Парные хвинки имеет и сосна. Хвоинки лиственницы одиночные, но также растут пучками. Помня об этом давайте дорисуем хвоинки разных деревьев:

Ответ оставил Гость

Деревья нарисовать просто, но многие дети хотят рисовать именно определенные виды деревьев. Чтобы родители смогли научить ребенка быстро и легко нарисовать сосну, воспользуйтесь пошаговой инструкцией. Как нарисовать сосну поэтапно Шаг 1. В первую очередь нарисуем ствол сосны. Он будет состоять из двух вертикальных линий, идущих параллельно друг другу и сужающихся вверху. Затем приступим к рисованию хвои сосны. Нет смысла вырисовывать каждую хвоинку, проще всего нарисовать общий вид. Для этого в самом верху ствола, а затем на разных уровнях рисуют овалы, края которых делают волнистыми. Количество таких уровней зависит от размера рисунка.Шаг 2. Теперь начнем прорисовывть ветки дерева, которые идут от ствола к хвое. Рисовать их можно произвольно.Шаг 3. С помощью ластика удаляем ненужные линии, на стволе рисуем небольшие штрихи — кору дерева.Шаг 4. Наша сосна готова. Для полноты рисунка около дерева рисуют домик или палатку и можно приступать к раскрашиванию. Ствол и ветки дерева закрашивают темно-коричневым цветом, а хвою — интенсивно зеленым.Как видно, в рисовании сосны нет ничего сложного и при определенных навыках с рисунком вполне может справиться и малыш.Шаг 1. В первую очередь нарисуем ствол сосны. Он будет состоять из двух вертикальных линий, идущих параллельно друг другу и сужающихся вверху. Затем приступим к рисованию хвои сосны. Нет смысла вырисовывать каждую хвоинку, проще всего нарисовать общий вид. Для этого в самом верху ствола, а затем на разных уровнях рисуют овалы, края которых делают волнистыми. Количество таких уровней зависит от размера рисунка.Шаг 2. Теперь начнем прорисовывть ветки дерева, которые идут от ствола к хвое. Рисовать их можно произвольно.Шаг 3. С помощью ластика удаляем ненужные линии, на стволе рисуем небольшие штрихи — кору дерева.Шаг 4. Наша сосна готова. Для полноты рисунка около дерева рисуют домик или палатку и можно приступать к раскрашиванию. Ствол и ветки дерева закрашивают темно-коричневым цветом, а хвою — интенсивно зеленым.Как видно, в рисовании сосны нет ничего сложного и при определенных навыках с рисунком вполне может справиться и малыш.

Сосны большие, раскидистые деревья со строго мутовчатым ветвлением и побегами двух типов — удлинёнными и укороченными. Хвоя располагается только на укороченных побегах. Обычно сосны тянуться высоко в небо, имеют могучий ствол. Сосновая смола считается бесценным подарком матушки природы, поскольку обладает целебными, заживляющими свойствами.

Как выглядит сосна, хвоя и шишки.

Сосна на обрыве.

Сосна — черно-белый рисунок.

Картинка с надписью красными буквами «Сосна»

Нашла фото, которое поможет Вам понять что я имела в виду под «дочкой». Вот пример его воплощения (если присмотритесь — один ствол слева (дочка) –наклонный, второй – справа (родитель), почти прямой).
Это стиль – раздвоенный ствол, при этом один ствол ведущий — мощный (родитель), а второй более слабый, ведомый (дочка). С моей (чистое ИМХО) точки зрения Ваш первый клен, просто создан под него.
Изображение
Понимаю, что подобные вопросы : какое ниваки создать, куда изгибать, неизбежно встают перед свеми нами. Попробую рассказать как я лично это решаю.
Первое что я учитываю, если бонсай можно сделать практически любой формы (стиля), ну как вашей левой пятке захочется, то с ниваки этот номер не пройдет, если конечно Вы хотите видеть у себя гармоничный сад. Т.е. дерево должно органично вписываться в окружение. И часто бывает так, что короля играет свита, т.е. отталкиваться надо от окружения и уже исходя из него принимать решение о форме дерева.
Терпеть не могу показывать болванки (будущие ниваки), но уж коль заговорила, то покажу на практике…
Давайте разберем еще один пример. Значится имеем: кусок глухого забора и довольно узкую полосу земли вдоль него, который желательно закрыть, при этом не шибко выходя вверх за высоту забора. Тут как всегда есть свои ню: с одной стороны — в этом месте мне нужна вертикаль, с другой – справа растет немаленькая ель и хотя я планирую вести ее невысокой, тем не менее, места особо по высоте справа нет. Далее, расти дерево будет на узкой полосе, где всего полно понасажено, т.е. крона должна быть достаточно ажурная – раз, идти она должна в одной плоскости — два, и при всем при том смотреться – три.
Прикинув на бумаге то что есть и то место которое остается, понимаю что надо делать либо полукаскад, либо наклонное дерево. Мне лично больше симпатичен 1-й вариант. Но у каскада довольно плотная тень от ярусов, чего мне хотелось бы избежать. Делаю возможные наброски и наконец понимаю, что у меня этот участок сада довольно статичен (хвойный микс – назовем это так), а хочется внести сюда движение. Самое яркое проявление движения в бонсай – стиль- дерево под ветром (ну или Согнутая ветром, но мне лично первый вариант названия больше ндра). Вот оно, решение удовлетворяющее всем моим требованиям. В инете ищу и рассматриваю все фото бонсай данного стиля, нахожу свой идеал (ту форму к которой я буду стремиться).
Изображение
Под этот вариант рассматриваю возможности сосны, клена, лиственницы.
Получаю деревца и понимаю, что именно лиственница окажется там в самый раз, — ажурная крона, дающая мало тени.; пендульный сорт, позволяющий легко сформировать нужную мне форму и наконец прекрасно видимая и красивая форма основы (ведь даже летом лиственницу легко просмотреть «на свет», а кора данного сорта красива), а именно форма для меня здесь и важна.
Приняв решение, берусь за дело.
Приобретенная молоденькая привитая лиственница- LARIX deciduas ‘Horstmann Recurved, мне ндра и отвечает моим требованиям’. Вот ее фото, весной (май месяц). Причем обратите внимание, что центрального ствола (проводника) у нее нет, а есть 5 примерно равновеликих веточек с интересной структурой, гибких, ажурных. Что в общем-то и решило ее судьбу (дает простор для решений).
Изображение
Что мне нужно? – Первое – выбрать из этих веточек одну как основу, т.е перевести на нее дерево (сделать из веточки- ствол). Ветвится лиственница данного сорта (судя по полученному экземпляру) – неплохо, ветви имеют интересную форму, но степень этой причудливой изогнутости разная. Кроме того, мне нужно создать наклон — изгиб ствола – и здесь я учитываю, что гнется ствол данного дерева (лиственница) такой толщины и возраста – на раз, значит это не главное (согнуть можно и осенью, и на след. год). Возникает вопрос – что главное? А главное для меня в первый год:
1. – чтобы растение хорошо прижилось (укоренилось) на месте. Значит умеренная обрезка (скорее прищипка), и пущай корни наращивает.
2. Сформировать новый ствол из выбранной веточки и получить боковые веточки с которыми я смогу в дальнейшем (на след. год) работать.
Для этого стараюсь выбрать самую толстую и интересную ветвь и ее, в отличие от остальных, не прищипываю. Возможных конкурентов — обрезаю/прищипываю. Кроме того, надо подвязать ее выше остальных, или соответственно опустить прочие ветви ниже выбранной, тогда она станет безусловным лидером.
3. Ветви в этом стиле (ну почти все) должны идти в одном направлении. Как этого быстро добиться исходя из имеющегося материала — Довольно просто (на данном этапе): надо привязать ствол почти горизонтально, тогда все проснувшиеся почки дадут росточки, растущие вверх (к солнышку) и соответственно, когда я этот ствол осенью «поставлю/расположу» как мне надо, ветки будут смотреть в один бок. Чтобы все веточки смотрели налево (как мне надо), я «укладываю» ствол гориз. направо (ну и наоборот. соотв-но).
4. Заложить основу для дальнейшей работы. Для этого я их повторно (еще раз) обрезаю в июне (чтобы успели заложиться почки).
5. У меня нет опыта работы с лиственницей, значит пару веток я должна оставить в качестве «резерва» — если все получится – они будут играть роль «противовесов» стволу. А если получится плохо, то на них можно будет перевести ствол. Кроме того, пока идет процесс формирования, они дадут красивый «узор» и оттянут на себя внимание.
Итак: ствол подвязала, ветви прищипнула.
В результате за сезон (снимок сентября) получаю след. болванку. с ней конечно еще работать и работать, но я хотела показать принцип подхода к выбору стиля будущего ниваки и его первичной формовки.
Изображение
Итак, за прошедший сезон я получила опыт работы с данным деревом, ведущая ветвь дала интересный изгиб (который я теперь планирую использовать). Кроме того, появились знания об ее особенностях: плюсы — хорошо нарастает, легко гнется. Особенности – сложно предсказать в каком месте проснутся боковые приросты. И важно — чем короче обрезаешь ветку- тем она прямее. т.е. для формирования причудливо изогнутой, интересной формы ветвей мне надо дать им отрасти на довольно большую величину (ну для меня большую, все относительно), а значит это надо учитывать при дальнейшей обрезке.
Извините за длинные посты, я пыталась показать процесс принятия решения, но объяснялка из меня не очень.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *