Японские сады

Японская эстетика – совершенно особая. Ей чужды роскошь и затейливость, избыточность предметов. Красота по-японски заключается в спокойном равновесии, гармонии форм, линий, оттенков и звуков.

Японский ландшафтный дизайн
Японский ландшафтный дизайн

Японский ландшафт – не просто живописная картинка, а способ постижения мира, в основе которого очень уважительное, поэтическое отношение к природе.

Садовый дизайн в Японии, конечно, тоже результат работы рук мастеров, но, прежде всего, это продукт труда интеллектуального. Японский садовник не станет «перекраивать» рельеф и переделывать пейзаж, пытаясь приспособить местность к собственной прихоти. Он – ученик Природы и, создавая ландшафт, следует её законам.
Даже самый крошечный японский садик – слепок окружающей натуры, философская трактовка той среды, что характерна для конкретной местности. В нём нет ничего случайного, ни одной бессмысленной детали: каждый камень, фонарь или пень является символом определённого понятия и «отвечает» за удачу, здоровье, материальное благополучие.

Достоинства и особенности японского сада

Чем пленяет японский ландшафт европейцев?
Загадочной задумчивостью, ясностью линий, плавным перетеканием оттенка в оттенок… Но есть у него и другие интересные качества.

Японский сад способствует формированию рассудительного, невозмутимого отношения к жизни; он умиротворяет, развивает чувство вкуса.
Японский сад у домаЯпонский сад – отличное средство от стрессов. А также, поскольку в нём господствует фэншуй, учение о циркуляции энергий, то ещё и место силы, физического оздоровления.

Наконец, такой сад – прекрасно подходящая модель для участка любого размера, даже очень маленького. Он также идеально впишется в участки нестандартной формы – слишком узкие, расположенные на склоне, с каменистой, кочковатой почвой.
Японский стиль в ландшафтном дизайнеТем не менее воплотить японскую мечту не так уж и просто.

Что для этого требуется?
— Во-первых, обладать по-настоящему утонченным вкусом.
— Во-вторых, довольно обширными знаниями о японской культуре. Более того, надо разделять мировоззрение, которое станет концептуальной основой для вашего сада. В частности, помнить о том, что абсолютно все предметы должны быть исполнены смысла и находиться там, где им предписано фэншуем.

Японский стиль в ландшафтном дизайне - фото
Японский стиль в ландшафтном дизайне

К незыблемым правилам, которых следует придерживаться, разбивая сад по-японски, относятся:

  1. многомерность. Сад создаётся, в первую очередь, для созерцания, поэтому на каждом повороте тропинки, с каждого возвышения должна открываться новая перспектива. Чтобы этого добиться, широко применяют перепады уровней, мостики, холмы.
  2. Отсутствие симметрии. Природа обходится без линейки и циркуля, а японский сад, напомним, во всем повторяет природу.
  3. Главные стихии в японском миропонимании – растения, вода и камни. Это, если хотите, «святая троица» японского сада.
  4. Камней традиционно много. Они располагаются группами, образуя локальные сады камней, из них выкладывают тропинки, делают сухие ручьи.
  5. Важный нюанс – использование местных материалов. Не нужно привозить живописные камни издалека – они будут чужеродными для вашей местности.
  6. Вода приветствуется в любом виде. Это могут быть пруд, ручеёк, фонтанчик.
  7. Композиционность – ещё один приоритет японского ландшафта. Отдельные предметы следует сочетать в живописные группы: ручей, мостик и фактурная сосна, например, или камень, куст и фонарь над ними.

Если мечтаете оформить на японский манер весь приусадебный участок, то сначала разбейте его на части неправильной, произвольной формы. Желательно, чтоб они совпадали с основными функциональными зонами.
Затем позаботьтесь о мягком, естественном переходе от зоны к зоне: в качестве условных границ используйте камни, деревья, неброские аксессуары.

Впрочем, не пытайтесь воссоздать Японию среди русских осин и берёз, не стоит бездумно копировать образцы садов из Киото и Окинавы. Главное – общие принципы. А растения, камни, цветы выбирайте из местного ареала: лишь такой пейзаж будет выглядеть правдоподобно, что в итоге соответствует японской философии.

Сад в китайском стиле, фото

Основные краски японского сада

Цвета японского садаВ Стране восходящего солнца считают, что большое количество буйно цветущих растений разного вида может вывести человека из равновесия, лишить его покоя и вдумчивости.
Из поколения в поколение передаётся легенда, согласно которой некий сегун, услышав о красоте одного из садов, уведомил хозяина, что прибудет к нему для экскурсии. Когда владыка в назначенный час ступил за калитку сада, то не увидел ни одного цветущего растения – все цветы были безжалостно срезаны. Гость рассердился… Но хозяин пригласил его в беседку, где на столе красовался цветок – единственный, неповторимый. Столь драматический приём заставил сердце сегуна трепетать от нахлынувших чувств.

Иными словами, чарующе — сдержанная гамма японского сада, состоящая их оттенков и полутонов, плавных переходов. Вершина мастерства – добиться, чтобы некий угол сада был выдержан во многочисленных оттенках одного-единственного цвета. Допустим, белого, желтого или лилового.
А вот серый, мшисто-зелёный, приглушённый коричневый и не слепящий белый можно назвать базовыми красками для японского пейзажа.

Метафизика деревьев в японском саду

Классический японский участок немыслим без трёх, можно сказать, сакральных растений – сливы, сосны и бамбука. Первое символизирует весну, торжество жизни и считается деревом самураев.
Традиция любоваться ветками цветущей сливы (ханами) не менее прочна, чем в случае с сакурой.
Сосна олицетворяет мужество, силу духа и долголетие; кривоватое, потрепанное ветрами сосновое деревце – одна из самых узнаваемых эмблем Страны восходящего солнца.
А бамбук ассоциируется с гибкостью, прочностью, умением преодолевать любые обстоятельства.

Глубокий символизм, однако, сформировался позже. А первые японские садовники просто использовали те деревья и кустарники, которые росли поблизости. При этом горные растения сажали на участках, где много камней, а долинными украшали поместья, расположенные в низинах. Это значит, что вовсе не обязательно покупать японские саженцы и семена, для сада вполне подойдет знакомая, местная флора.
Деревья в японском садуБамбук, например, можно заменить ивой, фаргезией, сазой, высоким сахалинским горцем.
Сибирский кедр из русского бора справится с ролью белой и черной японской сосны, а родные вишни будут цвести и благоухать ничуть не хуже, чем японские сливы-умэ.

Подбирая растения, помните: ваша задача не в том, чтобы сад переливался красками с первых дней весны и до глубокой осени. А в том, чтобы яркие вспышки цветения чередовались с длительными фазами покоя.

Очень по-японски выглядят также черешни, гладкие вязы, дубы и особенно клёны – рисунок их листьев, богатая осенняя палитра полностью отвечают японским идеалам красоты и гармонии.

Кусты, травы и цветы

При выборе кустарников следует учесть архитектуру каждого растения, текстуру и оттенки его листьев. Чаще всего ландшафтные дизайнеры рекомендуют барбарис, кизильник и боярышник. Благодаря ягодам и оттенку листвы, эти культуры достаточно эффекты, а также долго держат форму после стрижки.

Без периодической стрижки обойтись не получится: традиция требует, чтобы в саду были растения шарообразной формы. Её придают не только кизильнику, барбарису, самшиту, но даже невысоким вязам, туям, карликовым тисам, рододендронам. Из этих и других подстриженных растений нередко формируют живые изгороди.
Живая изгородь в японском садуДля создания зелёных стен и ковров используют разные виды спиреи, дейцию, а также травы – молинию, ковыль, мискантус. Широко применяют мхи, декоративные осоки и злаки.

Устройте несколько миниатюрных моносадов. Их можно сформировать из хост, папоротников, то есть, растений одного типа, дополненных камнями. Такой художественный способ полностью отвечает духу японского сада.

Цветы в восточном мировоззрении так же многозначны, как и деревья. Всем известно, например, что хризантема – такой же символ Японии, как ветка сакуры или силуэт сосны. В большом почёте и лилейники, ирисы, луковичные.

Посадите хризантему-сюнгику. Это особый, съедобный вид цветка, очень популярный на Востоке. Из листьев такой хризантемы японцы готовят множество блюд, уверяя, что они обладают целебными свойствами.

Уместны в японском саду пионы, знаменующие любовь, символ скромности амаралис, а также белые розы – знак благородства. Впрочем, цветов должно быть в меру и располагать их лучше не на общих клумбах, а отдельными лужайками.

Камни и ещё раз камни…

Их значение для японского сада огромно.
Каменистый сад в японском стилеКамнями, во-первых, выкладывают зону отдыха – патио. А также главную дорожку, уходящую вглубь сада. Для неё выбирают крупные, с неровными краями плиты, а образцами поменьше устилают второстепенные тропинки и границы между зонами.
Во-вторых, камни нужны для сухого пейзажа, иными словами, для сада камней. Дело в том, что в старину японцы верили: боги обитают среди разбросанных глыб и валунов. С тех пор каменистые пейзажи – место, где медитируют монахи.
Выбор камней для японского садаВ основе сада камней – семиугольник из линий, на пересечении которых устанавливают крупные обломки плитняка, гранита, кварца. Пространство между ними засыпают галькой, на поверхности которой вычерчивают волны.
Японский сад камнейКамни подбирают, учитывая и форму, и цвет. Сизые, голубоватые отождествляют со стихией воды, зеленоватые с растительностью, а камни диковинных форм символизируют в саду животных.

Каменный садик должен располагаться таким образом, чтобы солнце не слепило глаза тех, кто им будет любоваться.

Чем разнообразнее форма осколков, тем лучше. При этом обязательно должны быть лежачий, горизонтально вытянутый камень; изогнутый; плоский; невысокий-вертикальный и каменная статуя. Без последней, говорят японцы, сад – не сад.

Разнообразие водоёмов

Из камня должна быть и чаша-тсукубаи, невысокая бадья, которую когда-то использовали как рукомойник. Тсукубаи в наши дни – часть декора, а также напоминание о том, что вода – вечный, философский спутник камня.

Чаша тсукубаи для сада в японском стиле
Тсукубаи для сада в японском стиле

Если позволяют площадь и возможности, можно выкопать пруд, характерную деталь для поместий японских аристократов. Часто посреди такого водоёма насыпают островок (символ места обитания душ, то есть бессмертия), соединяя его с берегом при помощи деревянных настилов или камней (каменных плит).
Пруд в японском садуПочти всегда в японском пейзаже присутствует и водопад. Струи низвергаются с обломка скалы в узкое русло, образованное камнями поменьше. Плеск и журчание считаются в Японии одной из лучших музык, а летящая вода прибавляет ландшафту динамики.
Водопад в японском садуОрганизовать традиционные японские водоёмы можно и без лишних затрат, прибегнув к современным средствам. Чаши-тсукубаи, допустим, сегодня делают из поливинилхлорида, окрашенного под старый, замшелый камень.

Малые архитектурные формы и освещение

Если вы намерены во всём следовать канонам японского ландшафтного искусства, то без чайного домика не обойтись. Тем более, что первые японские сады возникли вокруг таких домиков как дополнение к традиционной чайной церемонии.
Беседка для сада в японском стилеСобственно, сегодня чайным павильоном может быть обычная деревянная беседка в форме пагоды или куба, выкрашенная в красный, коричневый, белый цвета.

Другой важный атрибут – зигзагообразный мостик яцухаси. Его вытянутый, змеевидный силуэт символизирует извилистость жизненного пути, дорогу, которую проходит человек в поисках истины.
Мостик яцухаси для сада в японском стилеМостики могут быть и выгнутой, напоминающей радугу формы, имитировать корабли, быть из дерева и камня, простираться не только над водоёмами, но и над сухими ручьями.
Выгнутый мостик над сухим ручьемУ пруда, водопада, в саду камней не забудьте установить скамейки – прямые, аскетичные по форме, состоящие из каменных подпор и плоских деревянных сидений.
Скамейка в японском садуФонари из камня – дань традиции, от которой не стоит отказываться. Такие светильники бывают самых разных очертаний, а также высоты – от приземистых, напоминающих округлые камни, до высоких столбов.
Фонарь для сада в японском стилеСуществуют и подвесные фонари, светильники из бронзы, в форме пагод, резных квадратов, цилиндров, многоугольников… Одни из них светят вверх, другие придуманы, чтобы освещать землю…
Если расставить эти приборы грамотно – вдоль тропинок, по периметру патио, у кромки пруда, подле беседки – участок получит оптимальную дозу естественного света: неяркого, а немного таинственного, как и весь сад.

В наше время, однако, трудно ограничиться только живым огнём, поэтому нынче в японском саду применяют и скрытые светодиоды – так же, как применяют электрические насосы, систему полива и прочее.

Несколько слов об ограде

В японский сад всегда ведут ворота, потому что они – свидетельство социального статуса хозяина усадьбы.
Ворота в японский садБольшей частью это конструкция, состоящая из черепичной крыши на двух опорах. Не редкость, впрочем, и одностворчатые калитки-кидомон.
Калитка для сада в японском стилеОграду сооружают из камней, а внутренние изгороди формируют из бамбука и стриженых кустов. Подобным способом – при помощи растительности – обязательно прикрывают «некрасивые» места: те, где находятся люки, коллекторы, коммуникации.
В былые времена ограда в японском саду выполняла сугубо охранную функцию. Теперь же это элемент традиции, декоративный атрибут.

Уместные детали

Статуэтка для сада в японском стилеЯпонский сад допускается украсить каменной башенкой, парными вазами, причудливой корягой, а также подходящими талисманами – музыкой ветра, медными колокольчиками, статуэтками карпов-кои из белой керамики.
Украшений должно быть немного, как пряностей в блюде. Помните, что весь декор обязан соответствовать взыскательной и строгой японской стилистике.

Японский стиль в ландшафтном дизайне — фото

Японский ландшафтный дизайн - фото 1
Японский ландшафтный дизайн - фото 2
Японский ландшафтный дизайн - фото 3
Японский ландшафтный дизайн - фото 4
Японский ландшафтный дизайн - фото 5
Японский ландшафтный дизайн - фото 6
Японский ландшафтный дизайн - фото 7
Японский ландшафтный дизайн - фото 8
Японский ландшафтный дизайн - фото 9
Японский ландшафтный дизайн - фото 10
Японский ландшафтный дизайн - фото 11
Японский ландшафтный дизайн - фото 12

***

Да, организация японского сада – процесс кропотливый, требующий безусловного вкуса и основательных знаний. Но создавая этот сад, вы будете создавать и себя – более мудрого, утонченного и, быть может, даже просветленного.

автор Фомина А.И.

«Создать сад – значит, раскрыть природу Природы, закончив деяние Творца!»
Ван Вэй, китайский художник (1699-1759 гг.)

В предыдущих статьях о японском саде мы говорили о том, как создать сад в японском стиле в российских условиях.
Если вы решили создать японский сад, то нужно определиться с главным: какой именно тип сада вам больше по душе. О выборе типа сада в японском стиле и пойдёт речь в данной статье.

Садово-парковое искусство Японии, более чем какое-либо другое, выражает своеобразное идейное отношение японской нации к природе. Это отношение своими корнями уходит в начало национальной японской религии – синтоизм, начинаяпо-новому звучать с приходом буддизма и дзен-буддизма.

Шло время, менялись эпохи. Но не менялось в Японии это особое отношение к миру природы. А во время невзгод и социальных потрясений природа и японские сады оставались, пожалуй, одним из немногих мест, где человек чувствовал себя спокойно и комфортно.

Пейзажный стиль японского сада

Основательно — как явление — японский сад формировался в Х-ХII веках.
В ХIV–ХVI веках садово-парковое искусство Японии достигает наивысшего расцвета. К этому времени определились каноны создания японских садов.
Сложился и основной стиль японского сада – пейзажный. Заимствованный из Китая, он был доведён японцами до филигранного совершенства на основе национальных традиций и самобытной культуры.
В последующем искусство японских садов продолжает своё развитие, но уже в контексте сформировавшихся ранее канонов.

На протяжении веков мастера японского сада использовали одни и те же компоненты: камни, галька, песок, вода, сосна, бамбук, мох и т.д. Компоненты сада были всё те же, но использовались они в разных эпохах, которым присущи свои культурные, религиозно-философские и эстетические особенности.
Стиль японского сада, оставаясь пейзажным, продолжал свое развитие, эволюционировал. Рождались новые разновидности садов японского пейзажного стиля, с характерными признаками конкретной эпохи.

Стиль в садовом искусстве – это совокупность определённых канонов и традиций, принципов и приёмов, с помощью которых достигается единство идейно-художественного содержания сада, общность его образной системы.

Стилистику японского сада сформировала сама природа Японии: острова, омываемые великими водами, красивейшие горы, реки, уникальный растительный мир.

В зависимости от функционального назначения и имеющейся площади, японский сад может быть большим, как парк. Но он может быть и миниатюрным — площадью всего в 1-2 кв.метра.

Cады при императорских дворцах

Cады при императорских дворцах — самые первые сады, создававшиеся под влиянием садового искусства Китая и Кореи. Они пришли в Японию в VI–VII веках, и до нашего времени не сохранились из-за междоусобных войн, пожаров, стихийных бедствий.
В этих садах обязательно было искусственное озеро и остров, соединявшийся мостиком с берегом.
Придворная знать во главе с императорской семьей проводила время в саду с обязательным катанием на лодках, с прогулками по берегам озера.
Конечно же, по образу и подобию этих садов аристократы стали создавать сады в своих усадьбах.

Заимствованное извне садовое искусство на японской земле очень быстро стало сплавляться с местными верованиями, со своеобразным отношением японцев к природе и своеобразным образом жизни, отличным от других стран. Это взаимопроникновение вскоре явило свету совершенно новый вид искусства – искусство японских садов.
Так появляются японские дворцовые и усадебные сады.

В Японии IХ–ХII века – это время высокого расцвета поэзии, музыки, садового искусства. Сад становится неотъемлемой частью культуры нациис его чёткой эстетической направленностью.
Искусство Японии периода Хейан, в том числе и садово-парковое, приобретает национальное звучание, очаровывая оригинальной самобытностью.

Дворцовые и усадебные сады этого времени имели двойное назначение. Они были светскими: в них отдыхала, развлекалась и праздновала знать. Но это было время культа Будды Амиды. И сады этого периода, хотя и светские в основе своей, всегда были проникнуты духом религиозно-философского отношения к природе.

Это был период формирования первого чисто японского стиля садов – стиля Дзёдо, или природного пейзажа (Дзёдо – «рай, чистая земля, совершенство»).
Обязательными компонентами садов стиля Дзёдо были:
— храм;
— озеро с изрезанной береговой линией;
— острова в озере, символизирующие горы (в том числе, священную гору Сумеру — центр буддийского мироздания, или же гору Хорай — обитель бессмертных).
Создаваемый в саду пейзаж должен был быть копией какого-то конкретного природного пейзажа.

Развитие садово-паркового искусства Японии

Конец ХII века и начало ХIII века в Японии – время социальных потрясений и кардинальных перемен. Приход к власти самурайского сословия повлёк за собой изменения во всех областях жизни общества. Не обошли стороной эти изменения и садово-парковое искусство Японии.

К этому времени в японские национальные верования, культуру и философию прочно вошло одно из направлений буддизма – дзен. Отличительной особенностью дзен была его направленность в первую очередь на человека, а не на абстрактные понятия.

Укрепление духа, понимание законов мироздания, постижение истины через самосовершенствование – эти дзенские постулаты были созвучны времени. Они быстро нашли глубокий отклик у населения в силу очень сложного исторического периода. Каждый стремился найти ответы на многочисленные вопросы, рождённые смутным временем. И дзен-буддизм, с его близким к синтоизму мировоззрением и ориентацией на конкретную личность, входил в жизнь нации, становясь не только религией, но и образом жизни. Дзен, в силу своей гибкости и практичности, очень хорошо вписывался в идеологию пришедших к власти самураев.

В японской культуре есть замечательное качество: с появлением нового, не уничтожать старое, но, изучив и видоизменив в соответствии со своим мировоззрением, соединить это новое с уже имеющимися достижениями. В результате такого подхода в искусстве появляются новые течения и направления, но с чисто японским колоритом.
Так, классический буддизм, пришедший в Японию извне, получил здесь новое звучание в форме религиозно-философского учения – дзен-буддизма. Развитие его на японской почве привело к созданию особого типа садов — храмовых и монастырских.

Храмовые и монастырские японские сады

Рождённые культурой дзен, храмовые и монастырские сады были отличны от всех предыдущих садов. Они могли вовсе не иметь растений или самое минимальное их количество. А вот камни, песок и галька стали в саду «главными героями».
Так родился новый тип японского сада, ставший наряду с сакурой, визитной карточкой Японии — японский сад камней.
Сад камней ещё называют в Японии символическим садом, или философским садом. Это одно из самых загадочных для невосточного человека явлений. Ни в одной мировой культуре не встречается больше такого сада.
Основной принцип при создании символического сада – подражая природе и учась у неё, в малом создать большое.

Создаваясь при храмах или монастырях, японские сады предназначались для созерцания. Территория сада искусственно замыкалась забором, обмазанным глиной и побеленным. Забор мог быть из бамбука, дерева, или же в виде живой изгороди.
В отгороженном забором саду, как в своеобразном микромире, размещались песок, камни, морская галька, мхи, расположенные согласно тщательно продуманной композиции, символизирующей Вселенную.

Искусство сада камней возникло из условий жизни Японии того времени — как стремление постижения идей дзен-буддизма через уединённое самоуглубление, созерцание, медитацию. Сад камней объединил в себе символизм, минимализм и, в то же время, естественность.

Сад храма Рёандзи («храм Умиротворённого дракона») в Киото — вершина японского искусства садов камней. О нём написано так много, что излишне добавлять что-то ещё. Лучше просто посмотреть на него и попытаться проникнуть в его глубинную суть.

Сейчас много говорят о том, что тайна «Сада камней» разгадана. Эта тайна состоит в гипнотическом воздействии сада на человека.
Сад камней создавался мастером как место для медитаций служителей храма. Сад завораживает, приводит человека в состояние погружения в глубины своего сознания, умиротворения, познания внутреннего «Я».

Учёные, работавшие над этой многовековой загадкой, по их мнению, нашли разгадку – вычислив схему расположения групп камней. Наложив полученную схему на рисунок камней сада, учёные пришли к выводу, что эти группы расположены в виде кроны дерева. А дерево является позитивным образом для человеческого восприятия, потому что оно символизирует Природу.
Так ли это? Может быть, да. Но очень может быть, что настоящую загадку этого сада не суждено разгадать никому, как не разгадали её на протяжении более четырехсот лет.
От этого сад не потеряет своей особой, загадочной притягательности. И по-прежнему к нему будут приходить люди, чтобы в очередной раз попытаться понять глубинную суть мироздания через созерцание сада камней — творения безымянных художников того далёкого времени.

Абстрактный японский сад

Абстрактный сад похож на предыдущий, но считается, что абстрактные сады не имеют аналогов в природе.
И здесь особая роль принадлежит зрителю, который волен мысленно дорисовывать абстрактный сад, быть его соавтором.

Автор этого сада – современный скульптор Казумаса Охира. Он создал свой сад из мелкого гравия, камней и минимума растительности, назвав своё творение очень просто — «Абстрактный сад».

Сад «Сухой пейзаж» — «Каресансуи» был разработан мастерами японского садового искусства для символического изображения воды.

«Сухой пейзаж» – это всегда символическое изображение воды (исключением здесь могут быть только некоторые композиции абстрактных садов).
Сады с сухим пейзажем дают наиболее яркий пример влияния дзен-буддизма. Они не предназначались для широкого посещения. Такие сады интересны не только оригинальностью и своеобразием, но и тем, что могут быть созданы на самых разных по площади участках.

Сады «Каресансуи» имеют два вида, весьма различающихся внешне:
1. «С водой».
У такого сада «основной герой» – песок или мелкий гравий, символизирующий воду.
Специальными граблями здесь «рисуются» параллельные борозды. Располагающиеся кругами вокруг камней борозды — символ распространения волн после падения камня в воду, символ отката волн от стоящей на их пути скалы. Борозды большими продольными линиями — символ безмятежного бега волн в просторе океана.
2. «Вода, которая была, но ушла».

Этот тип «Сухого пейзажа» интересен для применения в наших садах, так как предполагает довольно большой набор элементов. Это могут быть оригинально оформленные (при помощи песка, гальки, гравия) водопады, бурные реки или небольшие ручейки в сопровождении соответствующего ассортимента растений.
«Сухой пейзаж» — символ воды, который с успехом может заменить в саду живую воду. И от этого сад в японском стиле не только не потеряет своей оригинальности, но будет более «японским».

Японский сад чайной церемонии

Дзэнская культура создала ещё одну замечательную разновидность японского сада – сад чайной церемонии . Он был новым не по форме, но по его функциональному назначению. Новым в этом саду было лишь наличие специального сосуда Тсукубаи для омовения рук.

Сад, ведущий ко входу в чайный домик, выступает важным компонентом в этой церемонии, помогая участникам правильно настроиться на предстоящее действо.
Эстетика сада целиком соотносится с идеалами Чайной церемонии: простота, скромность, неброское очарование, духовное единение всех участников церемонии.

Постепенно чайная церемония становится неотъемлемой составляющей культуры Японии — сначала в буддийских монастырях какчасть ритуального действия, а потом в придворной среде в виде утончённого развлечения; затем и в остальных слоях общества, в виде собраний за чашкой чая.

Сад чайной церемонии характеризуется небольшими размерами, его обязательные части:
— дорожка, ведущая к Чайному домику;
— скамья ожидания, где гости ждут приглашения пройти в Чайный домик;
— сосуд для омовения рук – Тсукубаи;
— каменный фонарь – Орибе.

Дорожка имела покрытие из неровных камней, что заставляло любого посетителя, независимо от ранга, смотреть себе под ноги. Были и специально выровненные участки дорожки, где посетители, останавливаясь, могли полюбоваться садом.
Вход в чайный домик был очень небольшого размера, и каждый входящий должен непременно наклониться, а имеющий меч оставить его у порога. Всё это символизировало равенство всех гостей, вошедших в Чайный домик.

Сформировался окончательно стиль чайных садов Японии в ХVI веке, когда чайная церемония стала неотъемлемой частью японской дзен-буддийской культуры.

Японские сады у жилого дома – тсубонива

Проблема нехватки земли на территории Японии существовала всегда, а с XIX века она стала наиболее острой. Это привело к созданию малых садов у жилого дома.
При строительстве дома, с внутренней стороны двора оставлялись небольшие открытые участки для проветривания помещений. И там делались совсем маленькие садики – цубонива (тсубонива). Они «позаимствовали» из устройства чайных садов сосуды для омовения рук, стоящие рядом с ними фонари, дорожки, ведущие к дому, большой камень–ступеньку при входе в дом.

Композиция сада у жилого дома строится на взаимоотношении фонаря, сосуда для воды – «тсукубаи», минимального набора хвойных или лиственных растений, архитектурных линий дворика и дома.

Из растительности здесь мог быть всего один куст азалии или бамбука, или крохотное деревце. Но это был уже сад, потребность в котором, как в частичке живой природы, всегда так необходима человеку большого города. Эта частичка природы была и остаётся той ниточкой, которая соединяет человека с миром большой Природы. Ибо без такой связи жизнь человека переходит в другое русло, далёкое от его первоначальных истоков.

Японский миниатюрный сад

Миниатюрный сад — это оригинальный способ показать необъятность мироздания на очень маленькой площади. В искусстве создания таких садов японцам нет равных в мире!

Появление миниатюрных садов привело к дальнейшему развитию символизма в садовом искусстве Японии. Они создавались как сады, где зритель избирался сотворцом сада. И сегодня, созерцая миниатюрный сад, зритель своим воображением и фантазией должен наполнить сад теми элементами, которые в данный период созвучны его душе.

Острый дефицит площадей заставил японцев обратить внимание на возможность создания садов на крышах домов.
Автор этого миниатюрного сада — архитектор Кишо Куракава . Сад создан на крыше дома в деловой части Токио.

Бетон, стекло, этажи домов… И кусочек живой природы, парящий в небе!
Как замечательно раскрывается в этом миниатюрном садике один из основных принципов построения японских садов – «в малом добиваться большого»!

Любимы японцами и миниатюрные сады, расположенные на балконах. Увлечение балконным садоводством получило особое распространение в 90-х годах прошлого столетия. Созданный на балконе, садик помогает человеку ощутить себя рядом с природой, уединившись — расслабиться, элементарно отдохнуть.

Но желание быть рядом с природой заставило японцев обратить внимание на возможность создания на крышах не только миниатюрных садов. Например, гранд-Отель в Саппоро (о. Хоккайдо) имеет на крыше сад размером 600 кв.м. Проходя мимо, вы никогда и не подумаете, что рядом с вами на приличной высоте «парит» чудный сад, созданный человеческим желанием ощутить на себе благостное влияние природы в агрессивной городской среде.

Разнообразные японские сады и их восприятие

Японские сады могут заключать в себе принадлежность к какому-то основному элементу, нести конкретную задачу, узкую направленность. По такому принципу их можно подразделить на:
— Сад камней;
— Сад мхов;
— Сад папоротников;
— Сад молодой сосны;
— Сад бонсаи;
— Сад цветущей сакуры;
— Сад времён года и т.д.
В больших садах они зачастую дополняют друг друга.

И мы в своих садах можем, без ущерба для сада основного, выделить совсем небольшой участок земли и создать на нём какой-нибудь из таких садиков — на радость себе, своим близким и друзьям.

В японском искусстве есть такое понятие как «послечувствование», будь то поэзия, живопись или сад. Образ, набросанный художником несколькими штрихами, предстаёт перед зрителем или слушателем в своей изначальной целостности.
Будить воображение, возбуждать долгое и прекрасное «послечувствование» — вот удивительная по силе способность садового искусства Японии с его принципами недосказанности, незавершённости, символизма.

Зритель, созерцая картины сада, дорисовывает своим воображением недосказанное, становясь сотворцом сада. И в этом тоже ответ на вопрос – почему садовое искусство Японии продолжает волновать всё новые поколения.

Некоторые посетители японских садов находят в них одинаковость. Подтекст японского сада не лежит на поверхности.
Сады Японии – канонические сады. И воспринимаются они по-особому. Потому что каноническое искусство имеет свою форму восприятия.

Прекрасное объяснение этому феномену мы находим в статье замечательного учёного Ю.М. Лотмана: «Оно (каноническое искусство) нуждается в дополнительной интерпретации, ибо канонический художественный текст выступает в роли «возбудителя информации» и требует специфической творческой активности воспринимающего его человека. Иначе говоря, зритель или читатель, к которому обращены канонические формы искусства, становится соучастником творческого процесса, то есть он знает «правила» восприятия, так как принадлежит к коллективу, для которого культурный контекст открыт и понятен».

Значит, чтобы японские сады не казались одинаковыми, — нужно познать сначала «правила восприятия» этого искусства и на этой основе научиться читать его «культурный контекст».

Значение японского сада

Для современного человека, живущего напряжённой жизнью, сад в японском стиле имеет особое значение. Атмосфера покоя, самоуглублённого созерцания, веками создававшаяся символика, благоприятно действующая на подсознание, – всё это способствует приобретению душевной гармонии, столь необходимой человеку XXI века.

Японский сад — это Сад Картин.
Каждый уголок японского сада – законченная картина. Если грамотно «написать» эти картины, то сад будет обречён на успех.
Поэтому, начиная создавать сад в японском стиле, следует помнить о главном, что может привести к успеху: понимание философии японской культуры вообще, и садового искусства в частности; наличие у дизайнера высокого художественного вкуса.

Природа в Японии всегда была объектом искусства, а не фоном для него (как на Западе). И каждый японский сад – это храм поклонения природе.
Ван Вэй — китайский художник (1699-1759) сказал: «Создать сад – значит, раскрыть природу Природы, закончив деяние Творца!» Достигается это при помощи синтеза искусств.

Понимание и грамотное применение законов садового искусства, живописи, архитектуры, скульптуры рождает произведение садового искусства с многозначной содержательностью.

Есть в Японии понятие «сейдзяку» – обретение спокойствия, тишины, гармонии. Японский сад, созданный по правилам и канонам, вызывает ощущение спокойствия, вечности и вселенской гармонии.

Древнее название Японии – «Ямато» — переводится как «Великая Гармония»! Может быть, в этом и есть разгадка тайны под названием «японский сад»?!

Ознакомившись со стилистикой японских садов, вам будет проще решить вопрос: какой именно сад вы захотите создать на своем участке, определиться с его проектом.

Мне остаётся пожелать вам успехов в создании прекрасного гармоничного сада в японском стиле. А также — пригласить поделиться с нами своим опытом создания такого сада, рассказать о своих находках. Ведь работа каждого художника сада уникальна именно его индивидуальным видением темы, его опытом. И этот опыт может быть очень интересен другим садоводам!

А.И. Фомина, ландшафтный дизайнер (г.Тольятти)
Gardenia.ru

Всё об устройстве сада на Gardenia.ru

Япония – страна с необычными традициями и оригинальной культурой. О церемониях и обычаях этого великого народа можно говорить часами. Здесь ничего не создается просто так, каждое творение, будь то простое оригами или икебана, имеют целую предысторию появления и обязательно свою философию исполнения. Человек так устроен, что его внимание привлекает все необычное, поэтому японские мотивы быстро и прочно обосновались в американских и европейских интерьерах. И если внутренние изыски не всегда доступны обозрению, то сад в японском стиле, разбитый на открытом пространстве усадьбы, не позволит пройти мимо, не взглянув на его умиротворяющую красоту. Порой бывает сложно справиться с желанием толкнуть калитку, присесть на каменную скамейку и погрузиться в размышления о вечном.

RX-DK-GDN16805_mini-landscape_s4x3_lg

История зарождения японского сада

Формирование стиля японского сада началось в далекие X-XI века и продолжалось практически пятьсот лет. За этот период выработались определенные каноны, которых и сегодня непременно придерживаются ландшафтные дизайнеры. Поскольку Япония расположена в сложной климатической зоне и имеет непростой рельеф, то и сады получились очень необычными. Дело в том, что их основой служат совсем не деревья, как многие себе представляют, а… камни. Растения же на его территорию добавлялись в минимальных количествах или же совсем обходилось без них. Настоящим произведением искусства можно назвать сады в японском стиле, разбитые перед дворцом Микадо и в старинных монастырях страны. На их пространстве ощущается дыхание эпох. Когда европейцам впервые посчастливилось увидеть это необычные творения, им очень захотелось воссоздать нечто подобное у себя на родине. Для этого изначально выписывали японских мастеров и не жалели средств на доставку оригинальных материалов. Сегодня такие ландшафты уже не в диковинку и вызвать неподдельный восторг способны только оригинальностью исполнения.

Stylish-Japanese-garden-taking-shape-in-the-heart-of-Manhattan

Концепция сада в японском стиле

Основной чертой стиля японского сада называют глубокую внутреннюю гармонию, порождаемую единением с природой. При создании такого ландшафта не стоит стремиться к симметрии, потому что она служит признаком неестественности и демонстрирует влияние на природу человека. Главными элементами, используемыми в дизайне, являются:

  1. Камни.
  2. Вода.
  3. Растения.
30eb1f8e9c21b4037be97dead82d8390

Очень важно при разбивке сада соблюсти гармонию стихий. Японские мастера считают камни скелетом сада, а воду – его кровью. Придавать композиции завершенный вид они предпочитают, широко используя второстепенные элементы, в списке которых:

  1. Бамбуковые изгороди.
  2. Мостики.
  3. Беседки.
  4. Фонари.
  5. Ворота.
  6. Колокольчики.

Эти малые архитектурные формы часто играют роль изюминки и привносят в общую атмосферу настоящий уют. В условиях нашего климата рационально насыщать ландшафт большим количеством растений, характерных для конкретной природной зоны, потому что азиатская экзотика просто не выживает в умеренной полосе. Создавая водоемы, стремятся избегать делать их правильной формы. Их очертания всегда имеют плавные и, главное, естественные изгибы. Только в этом случае им удастся передать энергетику спокойствия и умиротворения. Вычурные фонтаны в саду, разбиваемом в японском стиле, правильно заменить небольшими водопадами, но если есть непреодолимое желание украсить его именно фонтаном, то ни в коем случае не вычурным, иначе будет нарушена идиллия естественности. В садах скромной площади не используют крупные элементы в виде каменных глыб, необъятных деревьев и массивных скамеек. Не потерпит такой дизайн и буйства красок. В японском стиле превалирует зеленый цвет, а остальной спектр может присутствовать лишь в виде мелких точечных вкраплений в минимальном объеме.

800px-Daisen-in1

Музыка камней японского сада

В традиционной интерпретации камни выкладывают по диагонали, начиная с левого угла выделенной пощади

Японский сад ещё часто называют Садом камней, потому что именно эти природные элементы образуют его структуру и напоминают людям о силе и стойкости. Составлять из них композицию – непростое искусство. В традиционной интерпретации камни выкладывают по диагонали, начиная с левого угла выделенной пощади. Количество используемых камней должно быть нечетное. В композиции непременно используют необработанные камни различных оттенков. С годами они обрастут мхом и ещё гармоничнее сольются с естественным ландшафтом. Вокруг камней принято высаживать растения. Композиция сада в японском стиле может содержать группы камней, где валуны раскладываются вперемешку с мелкими элементами. Хорошо впишутся в структуру сада скульптуры из отполированного и выкрашенного в спокойный цвет камня. Но, пожалуй, самой любимой частью такого сада станут извилистые дорожки из разномастных камней, ведь прогуливаться по ним – неописуемое удовольствие.

asian-garage-and-shed

Живительная энергия воды

Невозможно разбить японский садик без такого атрибута, как вода. Только фонтанчики и прудики, водопады и ручейки смогут наполнить пространство движением и объемом. Над водной гладью непременно возводят мостик. Не стоит унывать, если условия не позволяют обустроить даже простейшую альпийскую горку. Отсутствие озерца отлично заменит сухой ручей. Его сформированное русло выкладывают гладкими камушками с блеском или гравием и если правильно распределить акценты, то создается реальное ощущение присутствия воды. Придать большую естественность ландшафту помогут высаженные по берегам водолюбивые растения.

Use-of-colored-carp-and-gold-fish-in-the-koi-ponds-along-with-stone-lantern

Растения для японского сада

Подборку растений для сада в японском стиле выполняют по принципу волны. Это значит, что в любой сезон в таком пейзаже должно быть, на что полюбоваться. В теплое время года одна отцветающая группа растений должна тут же сменяться новой расцветающей площадкой. Поскольку суть японского сада – воссоздание мира в миниатюре, то в его ландшафте не обойтись без низкорослых растений вроде можжевельника, рододендрона, карликовых елей, карельской березы. Их комбинируют с мощными великанами – вязами, дубами, соснами. Можно насытить пространство фруктовыми деревьями, которые подарят невероятное эстетическое наслаждение в пору цветения. Абрикосы, вишни, сливы красотой своих цветков вполне способны заменить японскую сакуру. Что касается травянистых растений, то более выигрышно в японском саду будут выглядеть крупнолистные виды. Это могут быть:

  1. Папоротник.
  2. Хост.
  3. Роджерсия.
  4. Хризантемы.

Нельзя обойти вниманием и традиционные азиатские бамбук и бонсай. Причем последний можно вписать в дизайн прямо в горшочках.

asian-landscape (9)

Декоративная романтика сада

Лучшими декоративными элементами сада, декорируемого в японском стиле, станут каменные скульптуры и миниатюрные пагоды из камня или дерева. Вдоль аллеек можно выставить невысокие фонарики и аккуратные каменные скамейки. Развесьте на деревьях переливистые колокольчики, великолепно повторяющие песню ветра и навевающие покой. Главное, не переусердствовать с рукотворными материалами, иначе сад утратит смысловое значение.

asian-landscape

Мостики в японской философии

Для большинства их нас мост – это строение, предназначенное для перемещения над препятствием. В садах же, создаваемых в Японском стиле, это лишь декоративный элемент, несущий смысловую нагрузку. В этом ландшафте мосты символизируют жизненный путь. По обычаю, они выполняются из ценного дерева, выделяющегося яркостью окраски. Такие мостики можно украсить камнями, хаотично разложив их по изогнутой траектории. Ведущая к мосту дорожка из небольших, продолговатой формы камней сделает его присутствие ещё более органичным. На обочинах такой аллеи целесообразно разбить многочисленные мелкие клумбы. Стоя на таком мосту, невозможно удержаться от раздумий о смысле жизни.

Asian-Landscape (10)

Рельефное разнообразие японских садов

Обустроить под самурайскую философию просторные площади не проблема. Там есть, где разгуляться. А вот реально ли в этом стиле выполнить современный дизайн дачного участка? Вполне! Профессиональные дизайнеры могут разбить скромный сад в японском стиле в плоском и холмистом варианте. На создание плоскостных композиций потребуются песок, мелкие камни и мох. В таком роде выполнен сад Реанлзи. Песок, обработанный граблями, символизирует морские волны и необъятную акваторию, по периметру которой в произвольном порядке разложен мох и хаотично разбросаны камни. В холмистых рельефах зелень можно не использовать. Хороший пейзаж помогут создать горы, песок, галька и структурные камни – здесь главное правильно все расставить. Валун вытянутой формы при вертикальной установке будет символизировать горную вершину, а плоские булыжники, вымощенные вокруг – её склоны. Галька и песок используются для воспроизведения иллюзии присутствия водоема.

modern-landscape

Особенности освещения ландшафта

Понять суть искусства создания сада в японском стиле можно, только погрузившись в его атмосферу

Сад в Японском стиле никогда не получится логически завершенным, если в нем не будет продуманного освещения. В больших садах непременно используют тачи-гата. Эти фонари имеют высоту от полутора до трех метров и могут освещать большие участки. Возле цукубаи чаще можно встретить фонари скрытого типа – икекоми-гата. Их свет направлен вниз, что позволяет поддержать атмосферу полумрака и таинственности. Контур прудов обозначают крошечными оки-гата, а возле других водоемов можно устанавливать якими-гата.

Понять суть искусства создания сада в японском стиле можно, только погрузившись в его атмосферу. В России это можно сделать в Главном ботаническом саду. Уголок Японии здесь был воспроизведен в 1987 году, котируется как разновидность чайного сада и выделяется особой атмосферой, в которую приятно окунуться в любом сезоне. Прогуливаясь по нему, человек духовно готовится к чайной церемонии.

Сад в японском стиле

Сад в японском стиле

Процесс сотворения японского сада хоть и отличается немалой сложностью, но все же невероятно увлекателен. Понятно, что наши условия не позволяют воссоздать идеальный сад в Японском стиле, с отражением всех национальных канонов, однако попытаться приблизиться к оригиналу можно. Если у вас есть цель и время, то вам вполне может удаться выразить в камне и воде свое мировоззрение, а также показать всю глубину славянской души. Выкладывая камни, слушайте свое сердце, и тогда уголок Страны Восходящего Солнца станет не просто настоящим украшением вашего участка, но ещё и отличным местом для релакса.

Фото галерея – сад в японском стиле:


























Видео:

Михаил Бонд

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *